Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
Правоотношения в правовой науке рассматриваются как волевые общественные отношения, возникающие в соответствии с правовой нормой, участники которого связаны взаимными правами и обязанностями.
Если правовая норма в общей форме определяет права и обязанности субъектов, то правоотношения конкретизируют эти права и обязанности применительно к его участникам. Пример: Если норма устанавливает право на пенсию, то при процессе использования реализуются уполномочивающие административно-правовые нормы.
Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
Эти отношения можно разделить на три основные группы:
1. Определяющие компетенцию органов государственного управления и некоторых других органов РК по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности.
2. Общественные отношения, определяющие правовое положение общественных организаций и формируемые в сфере государственного управления.
3. Правовое положение гражданина в сфере государственного управления.
4. Отношения, возникающие в ходе реализации субъектами своих прав и обязанностей.
5. Процедурные (процессуальные) отношения.
Административно-правовые отношения имеют ряд особенностей:
Они складываются преимущественно в сфере государственного управления.
Обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, государственным и муниципальным управлением.
Участниками АПО могут быть различные стороны, интересы которых в силу предписаний административно-правовых норм так или иначе связаны с осуществлением государственного управления и нуждаются для своего удовлетворения в соответствующих действиях исполнительно-распорядительного характера.
Одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти.
Это орган государственного управления, наделенный полномочиями выступать от имени государства, т.е. субъект, наделенный государственно-властными полномочиями, общественное объединение.
Другой стороной могут быть все иные субъекты – государственные органы, учреждения, организации, граждане.
А если сторонами правоотношения являются два государственных органа, то их взаимные права и обязанности:
- в одних случаях носят характер подчиненности или подконтрольности (руководство настоящим органом или проведение ревизии);
- в других случаях субъекты выступают как равноправные стороны (например, издание министрами РК совместных приказов).
Могут чаще всего возникать по инициативе одной из сторон третьего лица, так и против воли одной из сторон. Например, в случаях подачи гражданином жалобы на должностное лицо, привлечения к административной ответственности, к дисциплинарной ответственности.
Споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются, как правило, в административном порядке или в упрощенном судебном порядке. То есть уполномоченные на то органы или должностными лицами сами, без обращения в судебные органы, разрешают споры.
Необходимо отметить, что судебный порядок разрешения споров с администрацией используется сегодня чаще, чем в прошлом.
5. В качестве санкций, применяемых к сторонам административно-правовых отношений за нарушение ими своих прав и обязанностей, как правило, применяются меры административной или дисциплинарной ответственности.
То есть в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством. Однако в установленных законодательством случаях административно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке.
Например, по поводу положения административного взыскания, по поводу признания ордера на жилую площадь недействительным, по поводу привлечения к административной ответственности или действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, могут быть обжалованы в суде.
Административно-правовые положения различаются:
1. По содержанию:
Материальные – к ним относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.
Например, передача имущества из одной подчиненности в другую на основе распорядительного акта.
Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.
Процессуальные – к ним относятся общественные отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и которые регулируются административно-процессуальными нормами.
Например, при рассмотрении заявлений, жалоб граждан, дел об административных правонарушениях.
Посредством их реализуются материальные отношения.
2. По соотношению прав и обязанностей участников:
Вертикальные – отношения, в которых один из участников подчинен другому.
Они складываются между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, должностными лицами.
Горизонтальными – отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга.
Они складываются между субъектами, не связанными соподчиненностью. Эти отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами.
Например, гражданин обращается в орган с заявлением или просьбой, а орган обязан принять заявление и рассмотреть его в установленный законом срок, или гражданин, пострадавший от правонарушения, обращается к работнику полиции за оказанием содействия.
3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения.
- порожденными правомерными фактами;
- неправомерными фактами (деликтами).
Административно-правовые отношения имеют свой состав (структуру).
Элементами административно-правовых отношений являются:
- субъект (участники)
- объект (то, по поводу чего возникли отношения)
- содержание (юридические факты)
Субъекты административно-правовых отношений.
Участники общественных отношений, которых юридическая форма наделила правами и обязанностями (индивидуальные и коллективные):
- граждане РК
- иностранные граждане
- лица без гражданства
- государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации
- общественные организации и объединения
- служащие государственных органов и общественных организаций
- представители общественных организаций, наделенные административными правами и обязанностями
Для того, чтобы стать субъектом административно-правовых отношений, необходимо обладать:
1. Административной правоспособностью – способность гражданина иметь права и обязанности административно-правового характера (способность приобретать права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления.
Она возникает:
- для государственного органа – с момента его образования, прекращается в связи с его ликвидацией;
- для служащих государственного аппарата – с момента назначения на должность;
- для общественных организаций и объединений определяется их уставными и специальными нормативными актами;
- для граждан возникает с рождения, изменяется по мере достижения определенного возраста и прекращается со смертью.
2. Административной дееспособностью – признаваемая государством фактическая способность гражданина своими действиями реализовывать предоставленные права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления, нести юридическую ответственность за свое поведение.
Она возникает:
1. У граждан:
- полная дееспособность – с 18 лет;
- неполная (ограниченная) – с 16 лет (в этом возрасте гражданин получает паспорт, может быть привлечен к административной ответственности);
- частичная – с 6 лет (в этом возрасте он имеет право поступать в общеобразовательную школу, должен соблюдать правила для учащихся).
2. У юридических лиц – с момента образования.
Объекты.
Объектом административно-правовых отношений являются действия (поведение) людей в сфере управления, с помощью которых реализуются обязанности и права, предусмотренные для данного правоотношения:
- общий объект – общественные отношения в сфере государственного управления;
- непосредственный объект – поведение (действия) людей субъектов.
Такие действия по своему характеру могут быть различны. Они могут устанавливаться и по поводу материальных благ (например, защита здоровья, чести, достоинства граждан и т.п.).
Содержание (юридические факты).
Административно-правовые отношения возникают или прекращаются при наличии соответствующих условий (обстоятельств), определенных нормами административного права, т.е. на основании юридических фактов.
Под последним понимается действия и события. Иными словами можно сказать. Юридические факты – т.е. такие факты, с наличием которых законодатель связывает:
- возникновение
- изменение
- прекращение правовых отношений
Административно-правовые нормы могут возникать в результате:
1. Действий:
- правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Они совершаются с намерением породить определенные правовые последствия. Основным их видом являются юридические акты индивидуального характера (приказ руководителя учебного заведения о приеме гражданина на учебу, о зачислении на должность и т.п.);
- неправомерные, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм (правонарушения). Административно-правовые отношения возникают между правонарушителем и соответствующим государственным органом или полномочным его представителем.
В некоторых случаях основанием возникновения административно-правовых отношений может быть и правовое бездействие (например, проезд в общественном транспорте без билета является юридическим фактом).
2. События – юридические факты, влекущие правовые последствия (факты не зависящие от воли людей), например, рождение, смерть, достижение определенного возраста, стихийные бедствия: землетрясения, обвал, наводнение может служить основанием для реквизиции плавсредств или средств передвижения для спасения имущества граждан и организаций.
Тема№3-4. Граждане. Общественные объединения, предприятия и учреждения. Исполнительные органы Республики Казахстан, Президент в сфере исполнительной власти общественных объединений и политических партий.
Цель лекции: показать фундаментальную значимость основного вопроса уголовного права в вопросах уголовной ответственности.
Основные вопросы:
1.Исполнительные органы РК и их классификация.
2.Президента Республики Казахстан в сфере исполнительной власти.
3.Административно – правовой статус граждан Республики Казахстан.
4.Административно – правовой статус иностранных граждан Республики Казахстан и лиц без гражданства.
5.Понятие общественных объединений и политических партий. Правовые основы деятельности общественных объединений и политических партий.
6.Предприятия и учреждения как субъекты административного права
- Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)
- Алматы, 2012 г.
- Содержание
- Рабочая учебная программа дисциплины По дисциплине « Административное право » Специальности: 0503042 Таможенное дело
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Алматы, 2012г.
- 8. Календарно-тематический план дисциплины
- 9. План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
- 10. План проведения срсп
- 11. График выполнения и сдачи заданий по срс
- 12. Тематика курсовых работ
- 13. Список основной и дополнительной литературы
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- 15. Система оценки знаний студента
- 15.1 Шкала выставления рейтинга студента
- 15.2 Расчет итоговой оценки
- 15.3 Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студента с переводом в традиционную шкалу оценок
- 15.4 Политика академического поведения
- Лекционный комплекс
- Алматы, 2012г.
- Тема 1. Тема №1. Понятие и сущность государственного управления
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №1
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и сущность государственного управления. Принципы государственного управления
- Элементы социального управления
- Основные стадии управленческого цикла
- Виды социального управления
- 1. Государственное управление (управление делами государства)
- Отличие государственного управления от общественного
- Функции государственного управления
- Функции подразделяются на:
- Принципы государственного управления
- Вопрос 2. Понятие административного права и его предмет
- Вопрос 3. Система и источники административного права рк
- Тема № 2. Механизм административно – правового регулирования.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №2
- Вопрос 1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы
- Вопрос 2. Административно-правовая норма
- Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме № 3 - 4
- Вопрос 1. Административно-правовой статус граждан рк, иностранных граждан и лиц без гражданства
- Вопрос 2. Предприятия, учреждения и организации как субъект административного права.
- Вопрос 3. Основы административно-правового положения предприятий учреждений. Органы управления государственными предприятиями рк.
- Вопрос 2. Правовое положение общественных объединений
- Заключение
- Вопрос 3. Исполнительные органы рк и их классификация
- Вопрос 4. Президент республики казахстан в сфере исполнительной власти
- Вывод по лекции:
- Тема №5. Государственные служащие.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №5
- Правовая основа государственной службы:
- Вопрос № 2. Правовое положение государственных служащих
- Конкурс на занятие административной государственной должности
- Заключение
- Тема № 6-7. Формы и методы государственного управления. Акты государственного управления.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №6-7
- Вопрос 1. Понятие и сущность форм государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.
- Вопрос 2. Понятие и сущность методов государственного управления и их классификация
- Заключение
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и особенности актов государственного управления
- Классификация актов государственного управления
- Вопрос 2. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
- Тема 8. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №8
- Введение
- 1. Вопрос . Понятие мер административного принуждения применяемых органами государственного управления
- Проверка документов.
- 2. Проникновение (вхождение) в жилые и служебные помещения.
- 3. Досмотр вещей, багажа, личный досмотр.
- 4. Прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов.
- 5. Введение карантина (участие в карантинных мероприятиях).
- 6. Медицинское освидетельствование.
- 7. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
- Административный надзор прекращается:
- Вопрос 3. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения применяемые органами государственного управления
- Статья 619. Доставление
- Статья 620. Административное задержание
- Статья 621. Порядок административного задержания
- Статья 622. Сроки административного задержания
- Статья 624. Место и порядок содержания лиц, подвергнутых административному задержанию
- Статья 625. Привод
- Статья 626. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице
- Статья 627. Досмотр транспортных средств, маломерных судов
- Статья 627-1 Осмотр
- Статья 628. Изъятие вещей и документов, находящихся при физическом лице
- Статья 629. Отстранение от управления транспортным средством, маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения
- Статья 630. Задержание транспортного средства, маломерного судна
- Статья 631. Осмотр территорий, помещений, товаров, иного имущества, принадлежащего юридическому лицу, а также соответствующих документов
- Статья 632. Изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу
- Вопрос 4. Основания и порядок применения мер административного принуждения, применяемые органами государственного управления.
- Заключение
- Тема 9. Административное правонарушение. Виды административных правонарушений.
- Вопросы для самоконтроля
- Тема №10-11 Административная ответственность. Админист-ративные взыскания.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №10-11
- Введение
- 1 Вопрос Понятие и основные черты административной ответственности
- 2 Вопрос Освобождение от административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
- 1 Вопрос Понятие, цели и виды административных взысканий
- В соответствии со статьей 45 КоАп рк видами административных взысканий являются:
- 2 Вопрос Порядок наложения административного взыскания
- Статья 63. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений
- Административный штраф (статья 48).
- Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (статья 49).
- Лишение специального права (статья 51).
- Приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (статья 53)
- Принудительный снос самовольно возводимого или возведенного строения (статья 54)
- Административный арест (статья 55)
- Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства (статья 56)
- Проверка знаний правил дорожного движения (статья 58)
- Применение принудительных мер медицинского характера к больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, совершившим административные правонарушения (статья 59)
- Тема 12. Административная юрисдикция. Органы и должностные лица, уполно-моченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №12
- Введение
- Вопрос 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- Вопрос 2. Компетенция судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
- Судебная система
- Образование районного (городского) суда
- Состав районного (городского) суда
- Полномочия и организация работы районного (городского) суда.
- Председатель районного (городского) суда, старший судья судебного участка.
- Основания дисциплинарной ответственности и виды взысканий
- Вопрос 3. Компетенция должностных лиц государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543-576-3 КоАп рк)
- Компетенция овд и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (статья 543 КоАп рк)
- Тема 13. Понятия и основные принципы административного процесса.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №13
- Введение
- Вопрос 1. Понятие и основные черты административного процесса. Основные принципы административного процесса, его стадии
- Вопрос 2. Административные производства, его виды
- Производство по делам о поощрении
- Возбуждение дела о дисциплинарном проступке
- Судебное расследование
- Рассмотрение дела и принятие по нему решения
- Обжалование решения по делу
- Исполнение решения
- Вопрос 3. Субъекты административного процесса.
- Тема 14. Производство по делам об административных правонарушениях.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №14
- 1 Вопрос. Понятие и порядок производства по делам об административных правонарушениях.
- 2 Вопрос. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
- Субъекты, имеющие личный интерес
- Лица и органы, содействующие осуществлению производства
- Ответственность за неисполнение процессуальных обязанностей
- 3 Вопрос. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
- 4 Вопрос. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
- 1 Стадия Административного расследования
- 1. Возбуждение дел об административных правонарушениях
- Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется:
- 2 Стадия Рассмотрение дел об административных правонарушениях
- 3 Стадия Пересмотр постановлений
- Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях
- 2. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и определений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них
- 4 Стадия. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
- Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о наложении административного взыскания
- Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
- Вопросы для самоконтроля
- Рекомендуемая литература к теме №15
- Введение
- Вопрос 1. Понятия законности и дисциплины в государственном управлении. Принципы законности.
- Принципы законности в государственном управлении
- 2. Единство законности – обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории государства.
- Вопрос 2. Способы обеспечения законности в деятельности исполнительных органов Республики Казахстан
- Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения и процессуального обеспечения.
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Литература к теме № 1
- Л и т е р а т у р а к теме № 2
- Л и т е р а т у р а к темам № 3 - 4
- Л и т е р а т у ра к теме № 5
- Л и т е р а т у ра к теме № 6 - 7
- Литература к теме № 8.
- Литература к теме № 9
- Литература к теме № 10 - 11
- Л и т е р а т у р а к теме № 12
- Л и т е р а т у р а к теме № 13
- Л и т е р а т у р а к теме № 14
- Л и т е р а т у р а к теме № 15
- Карта учебно-методической обеспеченности По дисциплине « Административное право » специальности 0503042 Таможенное дело
- Список рекомендуемой литературы