logo
УМКД адм

Вопрос 3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений

Правоотношения в правовой науке рассматриваются как волевые общественные отношения, возникающие в соответствии с правовой нормой, участники которого связаны взаимными правами и обязанностями.

Если правовая норма в общей форме определяет права и обязанности субъектов, то правоотношения конкретизируют эти права и обязанности применительно к его участникам. Пример: Если норма устанавливает право на пенсию, то при процессе использования реализуются уполномочивающие административно-правовые нормы.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Эти отношения можно разделить на три основные группы:

1. Определяющие компетенцию органов государственного управления и некоторых других органов РК по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Общественные отношения, определяющие правовое положение общественных организаций и формируемые в сфере государственного управления.

3. Правовое положение гражданина в сфере государственного управления.

4. Отношения, возникающие в ходе реализации субъектами своих прав и обязанностей.

5. Процедурные (процессуальные) отношения.

Административно-правовые отношения имеют ряд особенностей:

  1. Они складываются преимущественно в сфере государственного управления.

Обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, государственным и муниципальным управлением.

Участниками АПО могут быть различные стороны, интересы которых в силу предписаний административно-правовых норм так или иначе связаны с осуществлением государственного управления и нуждаются для своего удовлетворения в соответствующих действиях исполнительно-распорядительного характера.

  1. Одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти.

Это орган государственного управления, наделенный полномочиями выступать от имени государства, т.е. субъект, наделенный государственно-властными полномочиями, общественное объединение.

Другой стороной могут быть все иные субъекты – государственные органы, учреждения, организации, граждане.

А если сторонами правоотношения являются два государственных органа, то их взаимные права и обязанности:

- в одних случаях носят характер подчиненности или подконтрольности (руководство настоящим органом или проведение ревизии);

- в других случаях субъекты выступают как равноправные стороны (например, издание министрами РК совместных приказов).

  1. Могут чаще всего возникать по инициативе одной из сторон третьего лица, так и против воли одной из сторон. Например, в случаях подачи гражданином жалобы на должностное лицо, привлечения к административной ответственности, к дисциплинарной ответственности.

  2. Споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются, как правило, в административном порядке или в упрощенном судебном порядке. То есть уполномоченные на то органы или должностными лицами сами, без обращения в судебные органы, разрешают споры.

Необходимо отметить, что судебный порядок разрешения споров с администрацией используется сегодня чаще, чем в прошлом.

5. В качестве санкций, применяемых к сторонам административно-правовых отношений за нарушение ими своих прав и обязанностей, как правило, применяются меры административной или дисциплинарной ответственности.

То есть в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством. Однако в установленных законодательством случаях административно-правовые отношения защищаются и в судебном порядке.

Например, по поводу положения административного взыскания, по поводу признания ордера на жилую площадь недействительным, по поводу привлечения к административной ответственности или действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, могут быть обжалованы в суде.

Административно-правовые положения различаются:

1. По содержанию:

Материальные – к ним относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права.

Например, передача имущества из одной подчиненности в другую на основе распорядительного акта.

Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.

Процессуальные – к ним относятся общественные отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и которые регулируются административно-процессуальными нормами.

Например, при рассмотрении заявлений, жалоб граждан, дел об административных правонарушениях.

Посредством их реализуются материальные отношения.

2. По соотношению прав и обязанностей участников:

Вертикальные – отношения, в которых один из участников подчинен другому.

Они складываются между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, должностными лицами.

Горизонтальными – отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга.

Они складываются между субъектами, не связанными соподчиненностью. Эти отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами.

Например, гражданин обращается в орган с заявлением или просьбой, а орган обязан принять заявление и рассмотреть его в установленный законом срок, или гражданин, пострадавший от правонарушения, обращается к работнику полиции за оказанием содействия.

3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения.

- порожденными правомерными фактами;

- неправомерными фактами (деликтами).

Административно-правовые отношения имеют свой состав (структуру).

Элементами административно-правовых отношений являются:

- субъект (участники)

- объект (то, по поводу чего возникли отношения)

- содержание (юридические факты)

Субъекты административно-правовых отношений.

Участники общественных отношений, которых юридическая форма наделила правами и обязанностями (индивидуальные и коллективные):

- граждане РК

- иностранные граждане

- лица без гражданства

- государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации

- общественные организации и объединения

- служащие государственных органов и общественных организаций

- представители общественных организаций, наделенные административными правами и обязанностями

Для того, чтобы стать субъектом административно-правовых отношений, необходимо обладать:

1. Административной правоспособностью – способность гражданина иметь права и обязанности административно-правового характера (способность приобретать права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления.

Она возникает:

- для государственного органа – с момента его образования, прекращается в связи с его ликвидацией;

- для служащих государственного аппарата – с момента назначения на должность;

- для общественных организаций и объединений определяется их уставными и специальными нормативными актами;

- для граждан возникает с рождения, изменяется по мере достижения определенного возраста и прекращается со смертью.

2. Административной дееспособностью – признаваемая государством фактическая способность гражданина своими действиями реализовывать предоставленные права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления, нести юридическую ответственность за свое поведение.

Она возникает:

1. У граждан:

- полная дееспособность – с 18 лет;

- неполная (ограниченная) – с 16 лет (в этом возрасте гражданин получает паспорт, может быть привлечен к административной ответственности);

- частичная – с 6 лет (в этом возрасте он имеет право поступать в общеобразовательную школу, должен соблюдать правила для учащихся).

2. У юридических лиц – с момента образования.

Объекты.

Объектом административно-правовых отношений являются действия (поведение) людей в сфере управления, с помощью которых реализуются обязанности и права, предусмотренные для данного правоотношения:

- общий объект – общественные отношения в сфере государственного управления;

- непосредственный объект – поведение (действия) людей субъектов.

Такие действия по своему характеру могут быть различны. Они могут устанавливаться и по поводу материальных благ (например, защита здоровья, чести, достоинства граждан и т.п.).

Содержание (юридические факты).

Административно-правовые отношения возникают или прекращаются при наличии соответствующих условий (обстоятельств), определенных нормами административного права, т.е. на основании юридических фактов.

Под последним понимается действия и события. Иными словами можно сказать. Юридические факты – т.е. такие факты, с наличием которых законодатель связывает:

- возникновение

- изменение

- прекращение правовых отношений

Административно-правовые нормы могут возникать в результате:

1. Действий:

- правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Они совершаются с намерением породить определенные правовые последствия. Основным их видом являются юридические акты индивидуального характера (приказ руководителя учебного заведения о приеме гражданина на учебу, о зачислении на должность и т.п.);

- неправомерные, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм (правонарушения). Административно-правовые отношения возникают между правонарушителем и соответствующим государственным органом или полномочным его представителем.

В некоторых случаях основанием возникновения административно-правовых отношений может быть и правовое бездействие (например, проезд в общественном транспорте без билета является юридическим фактом).

2. События – юридические факты, влекущие правовые последствия (факты не зависящие от воли людей), например, рождение, смерть, достижение определенного возраста, стихийные бедствия: землетрясения, обвал, наводнение может служить основанием для реквизиции плавсредств или средств передвижения для спасения имущества граждан и организаций.

Тема№3-4. Граждане. Общественные объединения, предприятия и учреждения. Исполнительные органы Республики Казахстан, Президент в сфере исполнительной власти общественных объединений и политических партий.

Цель лекции: показать фундаментальную значимость основного вопроса уголовного права в вопросах уголовной ответственности.

Основные вопросы:

1.Исполнительные органы РК и их классификация.

2.Президента Республики Казахстан в сфере исполнительной власти.

3.Административно – правовой статус граждан Республики Казахстан.

4.Административно – правовой статус иностранных граждан Республики Казахстан и лиц без гражданства.

5.Понятие общественных объединений и политических партий. Правовые основы деятельности общественных объединений и политических партий.

6.Предприятия и учреждения как субъекты административного права