logo search
alehin_karmolickiy_Админа

7.3.4. Методы

Государственная политика общего перехода к рыночным отно­шениям предопределила возрастающее значение методов управленче­ской деятельности, ведущих к созданию организационных, правовых, экономических условий деятельности предприятий, учреждений и организаций как субъектов таких отношений. Данный тезис, хотя и в разной степени, относится к государственным и негосударственным предприятиям и учреждениям.

В методах воздействия на органы исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации со стороны федеральных органов государ­ственной власти прямое юридически властное воздействие уступает оказанию помощи, методам согласований и контроля исполнения федеральных правовых актов общего значения. Однако надо иметь в виду, что государственное управление — юридически властная дея­тельность, которой, в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов Российской Федерации, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов государст­венного управления Российской Федерации и ее субъектов (государст­венная власть есть власть, она едина и об этом забывать не следует).

В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приемы как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предпи­саниями органам исполнительной власти в обеспечении их реали­зации.*

___________________

* См. Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1994 года «О создании финансово-промышленной группы с участием акционерных обществ «АвиоВАЗ» и «КамАЗ» // Российская газета. 1994. 9 ноября.

Вместе с тем, наряду с рекомендациями, советами и т.п., органа­ми государственного управления используются методы непосредст­венных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах предоставленной им компетенции. Более широко они при­меняются, во-первых, в отношении государственных организаций, во-вторых, в сфере административно-политической деятельности.

В настоящее время широко применяется такой специфический метод, как государственные заказы.

Государственные заказы были введены еще Законом СССР от 4 июня 1990 года «О предприятиях в СССР»*. Государственные заказы сужали область применения адресных плановых заданий, но имели директивный характер. Условие, что размещение государственных за­казов должно сопровождаться материально-техническим и финансо­вым обеспечением их выполнения, на практике не соблюдалось.

При том, что государственные заказы были обязательными, это ставило исполнителей заказов в трудное положение. Но то было при господстве государственной собственности и издержки несли и трудо­вые коллективы, и государство.

_________________________

* Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1990. № 25. Ст. 460.

Институт государственных заказов используется государством и сейчас. Он имеет свою перспективу в рыночных отношениях, так как позволяет:

а) обеспечивать государственные потребности и рационально использовать бюджетные средства;

б) содействовать развитию эффективных производств и видов социальной деятельности, влияя с их помощью на формирование прогрессивной отраслевой структуры;

в) стимулировать платежеспособный спрос государства. Ибо состав государственных заказов определяется структурой госу­дарственных потребностей, функциями государства в различных областях жизни общества (экономической, социальной и др.).

Государственные заказы — инструмент осуществления бюджет­ных программ (экономических, социальных, научно-технических, экологических).

Экономической и правовой основами формирования и реализации государственных заказов на различных уровнях государственного уп­равления является формирование соответствующих бюджетов и уста­новленные права федеральных органов и органов субъектов Россий­ской Федерации в их составлении и расходовании.

Следовательно, государственный заказ в современных условиях - гибкий и своеобразный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношениям. Более того, субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы. Государство должно учитывать их при определении объема гарантированного спроса на ту или иную продукцию.

Принципы, порядок формирования, размещения и исполнения заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государствен­ных нужд регулируется рядом законов и подзаконных актов, например, федеральными законами от 26 октября 1994 года «О закуп­ках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продо­вольствия для государственных нужд»*, от 10 ноября 1994 года «О пос­тавках продукции для федеральных государственных нужд»**, от 23 ноября 1994 года «О государственном материальном резерве», от 24 ноября 1995 года «О государственном оборонном заказе»*** и др. Го­сударственные заказы могут размещаться на закупку и поставку това­ров, работ, услуг как для федеральных, так и региональных нужд.

____________________

* Российская газета. 1994. 15 декабря.

** Российская газета. 1994. 21 декабря.

*** Российская газета. 1996. 4 января.

Под государственными нуждами понимаются потребности в про­дукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации целевых программ, а также поставка материальных ценностей в государственный резерв.

Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирова­ния отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяют выделить их общие наиболее важные моменты. Они сво­дятся к следующим:

а) заказы формируются, размещаются и исполняются на договор­ной (контрактной) основе;

б) заказы размещаются на предприятиях, учреждениях и органи­зациях независимо от форм собственности и ими исполняются;

в) государственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации и компетентными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные заказчики организуют работу по выполнению целевых программ и обеспечению поставки (закупки) продукции для государственных нужд;

г) финансовые ресурсы, главным образом из бюджетов, выделяются государственному заказчику, который осуществляет финансиро­вание выполнения заказов;

д) гарантом обязательств государственного заказчика выступают соответствующие органы исполнительной власти. Например, обязательств федеральных государственных заказчиков — Правительство Российской Федерации (ст. 3 Закона от 10 ноября 1994 года);

е) заказы размещаются на предприятиях, в организациях и уч­реждениях (поставщиках) посредством заключения государствен­ными заказчиками государственных контрактов (договоров);

ж) государственные заказчики вправе на договорной основе пере­дать соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций на определенных условиях;

з) государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и являются ответст­венными за реализацию целевых программ и обеспечение федераль­ных или региональных государственных нужд;

и) государственные заказчики и исполнители заказов имеют взаимные права и обязанности, а также несут установленную ответст­венность за неисполнение своих обязанностей;

к) заказы, как правило, размещаются путем открытых и (или) за­крытых торгов, конкурсов, аукционов;

л) в установленных случаях заключение государственных контр­актов на поставку продукции для государственных нужд является обя­зательным. Например, для федеральных казенных предприятий, об­ладающих монополией на производство отдельных видов продукции. Не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, кроме того, предприятия, занимающие доминирующее положение на товар­ном рынке, предприятия-монополисты, предприятия, в объеме произ­водства которых государственный оборонный заказ превышает 70 про­центов и др.

Государственный заказ применяется не только в регулировании экономики, но и в других сферах: в области науки, образовании и т.д. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1995 года утверждено Положение о государственном зака­зе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Им опреде­ляется порядок формирования, размещения и исполнения государст­венного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти,* а также организацию взаимодействия федеральных органов испол­нительной власти с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Феде­рации и образовательными учреждениями, осуществляющими пере­подготовку и повышение квалификации государственных служащих.

_________________

* Российская газета. 1995. 17 января.

Государственный заказ определяется как задание Правительства Российской Федерации на очередной календарный год федеральным органам исполнительной власти (государственным заказчикам) на пе­реподготовку и повышение квалификации государственных служа­щих в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете средств на эти цели.

Государственный заказ размещается в образовательных учрежде­ниях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного про­фессионального обучения государственных служащих. Он осуществ­ляется государственным заказчиком, как правило, на конкурсной основе в период формирования заявок федеральных органов исполни­тельной власти на государственный заказ.

Положением определяются процедура формирования, содержа­ние и утверждение государственного заказа на переподготовку и по­вышение квалификации указанных государственных служащих. Ука­зом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 года «О го­сударственном заказе на переподготовку и повышение квалифика­ции» введен государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих, занимаю­щих должности, определенные Реестром государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 янва­ря 1995 года № 33.