logo
alehin_karmolickiy_Админа

6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении

Обеспечение законности и дисциплины в управлении предполага­ет деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:

а) недопущение нарушений в деятельности органов исполнитель­ной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, кото­рые закреплены в действующих законах и подзаконных актах, и кото­рыми они руководствуются в своей повседневной работе;

б) своевременное и оперативное выявление, пресечение и устра­нение таких нарушений;

в) установление причин и условий, им способствующих;

г) привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины;

д) разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

е) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они пред­ставляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а так­же систему этих способов.

Данная система включает в себя значительное число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени свя­зана с обеспечением законности и дисциплины.

Для одних органов обеспечение законности и дисциплины являет­ся лишь одной из многочисленных функций по руководству, управ­лению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроитель­ный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими

органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятель­ность которых непосредственно направлена на обеспечение закон­ности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государст­венные инспекции, федеральные надзоры и др.).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически-властными полно­мочиями, что придает их деятельности государственно-правовой ха­рактер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспе­чения законности и дисциплины.*

_____________________

* Советское административное право / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 1985. С. 258.

Она осуществляется различными органами государственной власти, а также местного самоуправления.

Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принад­лежит Президенту Российской Федерации как гаранту Конституции Российской федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В процессе деятельности по обеспечению законности и дисцип­лины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности — про­верку исполнения и надзор.

Контроль является довольно широкой и объемной правовой кате­горией.

Сущность и назначение контроля состоит:

а) в наблюдении за функционированием соответствующего под­контрольного объекта;

б) в получении объективной и достоверной информации о состо­янии законности и дисциплины на нем;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений

законности и дисциплины;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонару­шениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов­ных в нарушении законности и дисциплины.

Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, со­ответствует ли деятельность органов исполнительной власти, дей­ствия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем, контролю подлежат те действия граждан и их общественных объ­единений, которые «замыкаются» на сфере управления.

Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неук­лонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение

дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является сос­тавной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствую­щего решения (например, вышестоящего органа управления).

Проверка исполнения является также необходимым и неотъемле­мым элементом повседневной, оперативной управленческой деятель­ности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомствен­ными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служеб­ных и трудовых обязанностей.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуще­ствляющих, подразделяется на два вида.

Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по над­зору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор) (см. гл. 25, §6).

Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязатель­ных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора сводятся к следующему:

а) органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отно­шении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отно­шении не подчиненных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же администра­тивного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтроль­ных объектов; органы административного надзора проверяют соблю­дение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Существуют различные виды контроля. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комп­лекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятель­ности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (на­пример, соблюдение ветеринарных правил).

По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений. Цель текущего контроля — выяснение сос­тояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности со­вершаемых действий объектами контроля. Целью последующего конт­роля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить:

а) контроль Президента Российской Федерации;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) контроль органов судебной власти.