logo
alehin_karmolickiy_Админа

2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих

Их можно подразделить на три группы: а) льготы; б) меры поощ­рения; в) меры правовой ответственности.

Льготы. Они различны и, как правило, устанавливаются приме­нительно к тем или иным категориям государственных служащих. В частности, федеральные государственные служащие имеют право на ежегодную оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно; на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи, за счет средств республиканского бюджета; в установленных случаях льготы по нало­гообложению, на жилую площадь в виде отдельной квартиры или до­ма, построенных за счет средств республиканского бюджета. Предус­мотрены надбавки к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал и год, и др.

Меры поощрения. Общие меры поощрения установлены законо­дательством о труде, специальные — правовыми актами, предусмат­ривающими особенности правового статуса конкретных категорий го­сударственных служащих.

Общими мерами поощрения являются денежная премия, объяв­ление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий.

Государственными наградами Российской Федерации являются:

звание Героя Российской Федерации; ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Основания и порядок награждения ими регламентируется Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 года № 554*, положениями о почетных званиях, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341.**

___________________________

* Собрание законодательства Российской Федераций. 1995. № 23. Ст. 2207.

** Российская газета. 1996. 13 февраля.

Специальные меры поощрения также разнообразны: досрочное присвоение специального звания, классного чина, перевод на государ­ственную должность более высокой категории и др.

Меры поощрения, выражая высокую оценку и одобрение деятель­ности государственных служащих, направлены на повышение эф­фективности государственной деятельности.

Ответственность государственных служащих содержит зна­чительный, хотя и своеобразный, потенциал стимулирования дейст­венности служебной деятельности. Она органично связана с правовы­ми основами этой деятельности государственных служащих, необхо­димостью строжайшего соблюдения ими государственной и служебной дисциплины, законности. Их нарушения государственными слу­жащими, особенно наделенными юридическими властными полно­мочиями, затрагивают непосредственно интересы государства, могут ущемлять права и свободы граждан.

Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» на руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации возложена персональная ответственность за состояние испол­нительской дисциплины в соответствующих органах. Им предусмот­рена возможность применения мер дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам и работникам этих органов за однок­ратное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы. При этом однократным грубым нарушением дисциплины признаны: а) нарушение федеральных законов; б) неисполнение или ненадлежащее исполнение таких актов и вступивших в законную силу решений судов.

За такого рода нарушения должностные лица и работники выше­названных органов могут быть, как подчеркнуто в указе, направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификаци­онного разряда (классного чина, воинского или специального звания). К ним могут быть применены и другие правоограничения. Они не под­лежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами и т.д. (п. 4 указа).

Однократные грубые нарушения дисциплины в системе государ­ственной службы, повлекшие последствия в виде нарушения нормаль­ного режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные предна­меренно, являются основанием для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Последнее обстоятельство дол­жно быть подчеркнуто специально и особо. Применение мер видов ответственности, предусмотренных указом, должно соответствовать законам, устанавливающим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, изменения и дополнения, в которые не могут быть внесены указами Президента Российской Федерации. Например, законодательством пока не предусмотрена администра­тивная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти за неисполнение или ненадлежащее исполнение вступивших в законную силу решений судов и т.п.

В зависимости от характера правонарушений, совершенных госу­дарственными служащими, они могут привлекаться к дисциплина­рной, административной, материальной, гражданско-правовой и уго­ловной ответственности. Регулирование последних двух видов ответ­ственности выходит за рамки административного права. Вопросы дис­циплинарной, административной и материальной ответственности (в том числе государственных служащих) по административному праву рассматриваются в IV разделе.