logo
alehin_karmolickiy_Админа

2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений

Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с дейст­вующим законодательством и реализуются под государственным кон­тролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником:

уполномоченным собственником, государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) не­государственных коммерческих организаций.

Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.

Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о данном уч­реждении. Естественно, что различен и порядок их утверждения.

Учредительными документами негосударственных коммерческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — учредитель­ный договор; б) хозяйственных обществ, кроме акционерных — учре­дительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) про­изводственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверж­дения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.

Предприятия и учреждения подлежат государственной регистра­ции. В настоящее время она производится в соответствии со ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности,* а так­же Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.**

___________________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1990. № 30. Ст. 418

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 11. Ст. 1194. ГК РФ предусматривается принятие специального закона о государственной регистрации юридических лиц, а также возложение этой функции на органы юстиции.

Государственная регистрация предприятий и учреждений в каче­стве юридических лиц возложена на органы местной администрации. Нередко эту операцию выполняют специально созданные регистраци­онные палаты и их филиалы.

Для регистрации учредитель представляет документы, перечень которых и требования к ним установлены законодательством: заяв­ление, устав, утвержденный учредителями, решение о создании пред­приятия или учредительный договор, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия и др.

В учредительных документах должны определяться наименова­ние юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Включение других сведений предусматривается законом для юридических лиц данного вида. Например, устав госу­дарственного предприятия должен содержать также сведения о пред­мете и целях деятельности предприятия, о размере его уставного фон­да, порядке и источниках формирования этого фонда.

Данные государственной регистрации включаются в единый реестр юридических лиц.

Предприятие и учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установлен­ного законодательством порядка создания предприятия, учреждения, а также несоответствия учредительных документов его требованиями. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам является не­законным.

Ликвидация предприятия, учреждения производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредитель­ными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; дос­тижение цели, ради которой создано; признание судом недействитель­ной его регистрации.

Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по реше­нию суда в случае осуществления деятельности без надлежащего раз­решения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Тре­бование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявле­но в суд государственным органом или органом местного самоуправ­ления, которому право на предъявление такого требования предостав­лено законом (ст. 61 ГК РФ).

Предприятие может быть ликвидировано также в случае призна­ния его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подле­жат ликвидации казенные предприятия.

Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридичес­ких лиц.

За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий уста­новлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью предотвра­щение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции. Поэтому требуется согласие указанно­го органа на; а) создание, слияние и присоединение объединений ком­мерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) слияние и присо­единение коммерческих организаций, если сумма их активов по пос­леднему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает '50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на со­ответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в закон­ную силу решению арбитражного суда.

Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатай­ство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникно­вению или усилению доминирующего положения соответствующей организации или ограничению конкуренции или представленная до­кументация недостаточна для принятия решения.

Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий, учреждений регулируется соответствующими законода­тельными актами Российской Федерации.

Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться пра­вовыми актами общефедерального значения (например, бухгалте­рий); актами, общими для отдельных видов структурных подразделе­ний предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления.