2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником:
уполномоченным собственником, государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организаций.
Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.
Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о данном учреждении. Естественно, что различен и порядок их утверждения.
Учредительными документами негосударственных коммерческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — учредительный договор; б) хозяйственных обществ, кроме акционерных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.
Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. В настоящее время она производится в соответствии со ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности,* а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.**
___________________________
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1990. № 30. Ст. 418
** Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 11. Ст. 1194. ГК РФ предусматривается принятие специального закона о государственной регистрации юридических лиц, а также возложение этой функции на органы юстиции.
Государственная регистрация предприятий и учреждений в качестве юридических лиц возложена на органы местной администрации. Нередко эту операцию выполняют специально созданные регистрационные палаты и их филиалы.
Для регистрации учредитель представляет документы, перечень которых и требования к ним установлены законодательством: заявление, устав, утвержденный учредителями, решение о создании предприятия или учредительный договор, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия и др.
В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Включение других сведений предусматривается законом для юридических лиц данного вида. Например, устав государственного предприятия должен содержать также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере его уставного фонда, порядке и источниках формирования этого фонда.
Данные государственной регистрации включаются в единый реестр юридических лиц.
Предприятие и учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установленного законодательством порядка создания предприятия, учреждения, а также несоответствия учредительных документов его требованиями. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам является незаконным.
Ликвидация предприятия, учреждения производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой создано; признание судом недействительной его регистрации.
Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ст. 61 ГК РФ).
Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.
Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью предотвращение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции. Поэтому требуется согласие указанного органа на; а) создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) слияние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает '50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации или ограничению конкуренции или представленная документация недостаточна для принятия решения.
Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий, учреждений регулируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгалтерий); актами, общими для отдельных видов структурных подразделений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура