1.3.4. Источники административного права
Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права Российской Федерации. В их числе нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т.п.
К числу источников административного права относятся:
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержанием Федеративного договора.
2. Административно-правовые нормы содержатся также в законодательных актах. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации. В качестве примера можно назвать Федеральные Законы: от14 апреля 1995 года «Об общественных объединениях»;* от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации»;** от 12 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»; от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и т.п.
_______________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930
** См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990. №35. Ст. 3506; 1996. № 4135; 1994. №24. Ст. 2598; 1997. № 12. Ст. 1419; 1996. № 31. Ст. 3696; 1996. 3№ 3. Ст. 180; № 13. Ст. 1152; № 28. Ст. 2681; № 36. Ст. 3541; 1997. № 17. Ст. 2009;1995..№1.Ст.69.
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Это связано с тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 5, 76) законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях, как это было и раньше, но и представительными органами государственной власти всех субъектов федерации (края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения).
3. Источником административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденное 3 октября 1994 года).
Принципиальное значение имеют указы Президента: от 17 марта 1997 года «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти»; от 25 июля 1996 года «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российский Федерации). Примером нормативных актов Правительства могут служить постановления: от 24 декабря 1994 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 12 января 1996 года «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации» и т.п. Правительство также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, являющихся источниками административного права. Им утверждены: Положение о воинском учете; Правила учета дорожно-транспортных происшествий; Устав Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Правила регистрации безработных граждан и т.д.
Однако, необходимо иметь в виду, что вопреки принципам разделения властей постановления Правительства по-прежнему относят к числу законодательных актов, что не соответствует их юридической природе.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Российской Федерации.
6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.
7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права помимо законодательных актов служат уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администрации).
8. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Российской Федерации).
9. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.
10. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.
Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации к кодификации. Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью. Во всяком случае советская юридическая наука не смогла выработать достаточно четких подходов к его систематизации.
В современных же условиях административное право отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификации). После распада СССР Россия фактически стала создавать новую систему административного права, многие аспекты которой оказались, однако, концептуально не продуманными. Естественно, что это существенно тормозит ее реальное совершенствована Новая Конституция Российской Федерации создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам органзации и функционирования механизма исполнительной власти, упорядочение обильного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречащих друг другу.
По существу сейчас кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в сооветствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой экономической реформы, с институтами, закрепленными в новой российской Конституции. Разумеется, что при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правово нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм (по его важнейшим институтам) и т.п.
Сейчас многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права (например, в Водном, Таможенном Кодексах Российской Федерации). Их можно было бы свести в единый кодификационный акт типа Основ административного законодательства Российской Федерации, на базе которых была бы возможной проблемная (отраслевая) кодификация типа той, которая осуществлена в отношении норм по борьбе административными правонарушениями. Но ситуация усложняется в связи со значительным расширением объема и масштабов законотворческой деятельности. При этом Конституция Российской Федерации относит административное и административно-процессуальное право к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Налицо — многоступенчатость законодательства, что не может не сказаться на попытках сформировать единые для всей страны правовые основы государственно-управленческой деятельности. С учетом разделения властей было бы обоснованным отказаться от фрагментарного включения в законы, посвященные организации и деятельности представительных органов государственной власти, норм, относящихся к органам исполнительной власти.
Таким образом, очевидны перспективы работ по систематизации административного права, связанные с решением глобальной задачи становления прочных основ российского правового государства.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура