logo
alehin_karmolickiy_Админа

2.4.4. Система правовых актов о государственной службе

В Российской Федерации нет правового акта, который регули­ровал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации и конституциями республик, иными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. К ним относятся Закон об осно­вах государственной службы, Кодекс законов о труде РСФСР.

Специальными правовыми актами и нормами регулируются многие вопросы государственной службы в военизированных и право­охранительных органах, а также в органах, работники которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий, учреждений и организаций, осуществляют специальные контрольно-надзорные функции (транспорта, связи, различных инспекций и др.). Например, законами Российской Феде­рации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе»*, от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих»**, от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»***; По­ложением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года ****, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержден­ным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года***** и др.****** В различных правовых актах предус­матриваются особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах.

_________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325

** Там же. №6. Ст. 188.

*** Там же №29 Ст. 1114.

**** Там же №29. Ст. 1110.

***** Там же. № 2. Ст. 70.

****** См., например, федеральный Закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской федерации» // Российская газета 1997. 31 июля.

Отношение конституций и уставов соответствующих субъектов Российской Федерации к вопросам их государственной службы отли­чается пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать консти­туции и уставы, которые:

а) содержат отдельные главы, посвященные государственной службе данного субъекта Российской Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской, Свердловской областей. Устав Свердловской области в этом отношении является уникальным. В нем достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и органи­зации государственной службы; понятия государственного служащего области, ответственности и ограничения прав государственных служа­щих, гарантий осуществления ими прав;

б) относят государственную службу субъекта Российской Федера­ции к его ведению (см., например, п. «о» ст. 37 Устава Ставропольско­го края, п. «л» ст. 5 Устава Иркутской области);*

___________________

*Конституция Удмуртской Республики лишь устанавливает, что не может быть передано в ведение органов государственной власти законодательство о государственной и муниципальной службе в Удмуртской Республике.

в) ограничиваются отнесением к ведению данного субъекта Рос­сийской Федерации учреждение его наград и почетных званий и иных. мер поощрения (см., например, п. 19, ст. 81 Конституции Республики Дагестан, п. «к» ст. 22 Устава Оренбургской области). Нередко прямое указание на этот счет отсутствует, но такое полномочие вытекает из компетенции тех или иных органов и глав субъектов Российской Фе­дерации, глав их администраций.

Но конституции и уставы субъектов Российской Федерации явля­ются не единственными актами, содержащими нормы по вопросам го­сударственной службы. Субъекты вправе регулировать их с помощью других правовых актов. В ряде субъектов уже приняты законы о госу­дарственной службе.

В систему правовых актов о государственной службе входят уста­вы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных их долж­ностных лиц; должностные инструкции и др.

Как правило, специальные правовые акты, касающиеся вопросов государственной службы, распространяют свое действие на определен­ные категории государственных служащих.