8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
В настоящее время существуют две ведущие организационно-правовые формы государственного управления в этой области: система управления природными ресурсами и система управления их охраной.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Оно является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а также в области охраны окружающей природной среды. Свои полномочия Министерство осуществляет непосредственно или через свои территориальные органы (включая бассейновые). Положение о Министерстве природных ресурсов утверждено Правительством Российской Федерации 17 мая 1997 года.
Министерство природных ресурсов обеспечивает государственную систему лицензирования, пользования недрами и осуществляет лицензирование водопользования; организует государственное геологическое изучение недр территории и континентального шельфа Российской Федерации; обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное использование и охрану недр; обеспечивает потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах; организует эксплуатацию и строительство водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения; организует осуществление противопаводковых мероприятий и ликвидацию последствий вредного вредного воздействия вод, контролирует целевое использование государственных средств в подведомственной сфере.
Министерство также организует составление и ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых; выступает государственным заказчиком на проведение строительных работ в области водного хозяйства; организует межрегиональное распределение и перераспределение водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, разрабатывает и осуществляет мероприятия по восстановлению водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в них; устанавливает режимы наполнения и сработки водохранилищ, утверждает правила использования водных ресурсов водохранилищ; устанавливает лимиты водопотребления и водоотведения и т.д. Многие свои полномочия Министерство природных ресурсов реализует совместно с Госкомэкологаей, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Министерство сочетает функции управления природными ресурсами с функциями по их охране. Основным объектом управления являются государственные фонды недр и вод. Соответственно сейчас Министерство выполняет функции упраздненных комитетов по геологии и использованию недр и по водному хозяйству.
Министерство уполномочено: давать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений установленного режима пользования водными объектами и недрами; прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр и водными объектами.
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, а также государственный экологический контроль и экологическую Экспертизу. Действует на основе положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 26 мая 1997 года.
Госкомэкология осуществляет государственную политику, государственное управление и контроль в порученной сфере непосредственно, а также через свои территориальные органы и специализированные инспекции.
В его компетенции регулирование природопользования в целях охраны окружающей среды; формирование системы особо охраняемых природных территорий, управление подведомственными объектами природно-заповедного фонда и ведение Красной книги Российской федерации. Кроме того, оно ведет учет объектов, загрязняющих природную среду; составляет перечень опасных отходов и ведет их учет, а также учет мест их захоронения; организует и проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям; согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по вопросам лицензирования в области охраны окружающей среды и т.п.
Госкомэкология утверждает инструктивные и нормативно-технические правила в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.
Госкомэкология выдает (аннулирует) лицензии и разрешения на: утилизацию, складирование, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения; выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; добывание, сбор, продажу, скупку, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций и объектов; регистрацию питомников по разведению редких и исчезающих видов животных и растений. Он согласовывает нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие; участвует в ведении кадастров природных ресурсов; обеспечивает охрану морской среды, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских и территориальных водах и т.д.
К полномочиям Госкомэкологии и его территориальных органов относятся: беспрепятственное посещение с целью проверки соблюдения природоохранного законодательства объектов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности; дача обязательных предписаний об устранении обнаруженных нарушений; ограничение или приостановление хозяйственной или иной деятельности; аннулирование лицензий; запрещение ввода в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм и заключений экологической экспертизы; остановка и осмотр плавучих средств для проверки соблюдения экологических правил, а при нарушении последних — их задержание до решения вопроса о возмещении причиненного окружающей среде вреда; проверка транспортных средств и запрещение их эксплуатации при нарушении экологических норм; запрещение ввоза в страну, а также транзита экологически опасных грузов, осуществляемых с нарушением экологических норм.
Решения Госкомэкологии и его территориальных органов обязательны для органов исполнительной власти, юридических и физических лиц.
Установлено, что должностные лица Комитета, территориальных органов и подведомственных организаций имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства.
Следует однако учитывать, что создание на базе бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов (Минприроды России) двух новых федеральных органов исполнительной власти не повлекло за собой четкого разграничения их компетенции. Дело в том, что Министерство природных ресурсов и Госкомэкология фактически имеют общий предмет — охрану окружающей природной среды. Кроме того, сохранена система иных федеральных органов исполнительной власти, реализующих свою компетенцию в данной сфере.
Наиболее значительна в этом смысле деятельность Федеральной службы лесного хозяйства России (Рослесхоз), которая осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Положение о Рослесхозе утверждено Правительством Российской Федерации 5 июля 1994 года.* Он разрабатывай основные направления государственной политики в порученной сфере деятельности; обеспечивает непрерывное и неистощительное лесопользование, сохранение защитных, водоохранных, оздоровительных полезных функций леса;
_____________________
*См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 12. Ст. 1390.
обеспечивает соблюдение всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны лесов; соблюдает федеральные интересы при регулировании лесопользования; организует государственную лесную охрану Российской Федерации; осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы;
осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы; осуществляет охрану лесов от незаконных порубок, защиту их от болезней и вредителей; обеспечивает учет лесного фонда; утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки для заготовки древесины; осуществляет управление федеральными национальными природными парками; организует егерскую службу и ведение охотничьего хозяйства и т.д.
Рослесхоз вправе давать обязательные к исполнению указания и предписания предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам, ведущим работы в лесу, по устранению нарушений лесного законодательства, правил и норм лесопользования; в установленном (порядке рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания на нарушителей лесного законодательства; принимать решения о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий при нарушении ими лесного законодательства.
В систему Рослесхоза входят подведомственные ему органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и местные подразделения — лесхозы, лесничества.
Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам отношений и использования земельных ресурсов. Аналогичные комитеты образованы в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Роскомзем осуществляет государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организует работы по приватизации земель; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; ведет государственный земельный кадастр и мониторинг земель; организует и проводит работы по землеустройству.
Роскомзем разрабатывает государственные программы рационального использования и охраны земель; контролирует использование средств, выделяемых на проведение работ по землеустройству; организует межевание земель; проводит государственную землеустроительную экспертизу; издает инструкции и указания по вопросам, связанным с государственным регулированием земельных отношений; проверяет соблюдение предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований земельного законодательства по использованию и охране земель.*
_________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 6. Ст.488.
При характеристике системы государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов необходимо обратить внимание на особый режим, установленный для Национальных природных парков (НПП РФ). Это — природоохранительные учреждения, территория (акватория) которых включает природные комплексы и объекты особой экологической и иной ценности, предназначенные для использования в природоохранных, научных и культурных целях. Создаются они Правительством Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или специально уполномоченных на то государственных органов. На прилегающих к НПП участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны.
Управление НПП осуществляется органами, определяемыми Правительством Российской Федерации. В частности, объектами при-родно-заповедного фонда управляет Госкомэкология России. Будучи объектами исключительно федеральной собственности, они находятся в ведении указанных органов, назначающих их директоров.
На территории НПП запрещается всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов (например, разработка полезных ископаемых, свал леса, строительство магистральных дорог). Соблюдение режима НПП обеспечивается государственными инспекторами по их охране, которые вправе приостанавливать противоречащую природоохранному законодательству и режиму НПП деятельность граждан и должностных лиц, изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природопользования, составлять протоколы об административных правонарушениях, доставлять нарушителей в милицию и т.д. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации вправе создавать государственные заповедники, заказники.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура