logo
alehin_karmolickiy_Админа

9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор

Данная разновидность административного надзора регламенти­руется Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,* Положе­нием о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Рос­сийской Федерации,* Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации и другими правовыми актами.

Различается государственный и ведомственный специализиро­ванный санитарно-эпидемиологический надзор.

______________________

* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №20. Ст.641.

Этим законом предусмотрено образование Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. Однако указом Президента Российской федерации от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» данный комитет упразднен, а его функции переданы Минздраву России.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст. 860.

Государственный надзор определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на про­филактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации. В содержание государственного надзора входит наблюде­ние, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состо­янием среды его обитания; выявление причин и условий инфекцион­ных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обяза­тельных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие насе­ления; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодатель­ства организациями и гражданами; применение мер пресечения са­нитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.

Государственный надзор включает также ведение государствен­ного учета инфекционных, профессиональных и массовых инфекци­онных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприят­ным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики.

Государственный надзор осуществляется Государственной сани­тарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образуют Департамент государственного санитарно-эпиде­миологического надзора Российской Федерации Минздрава России; центры санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Россий­ской Федерации, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения; дезинфекцион­ные станции и другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

Минздрав России руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на водном и воздушном транспор­те. Кроме того, оно руководит непосредственно подчиненными ему учреждениями и предприятиями, в том числе по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам. Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Руководство учреждениями и предприятиями службы, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляется: заместителем Министра здравоохранения, возглавляющим Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора — Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации; главными врачами центров государственно-эпедемиологического надзора — главными государственными санитар­ами врачами по субъектам Российской Федерации, городам и районам, на водном и воздушном транспорте.

Перечень основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы приведен в Положении об этой службе. Они не сводятся к государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, являющемуся лишь одним из направлений ее деятель­ности.

Данная служба занимается прежде всего вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она разра­батывает предложения для принятия решений компетентными орга­нами по таким вопросам: разрабатывает целевые программы обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных науч­но-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека.

Одной из важнейших функций службы является разработка и утверждение в установленном порядке санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, как составной части основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обяза­тельны для выполнения на всей территории страны всеми государст­венными органами, всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами. Какие раз­новидности правил, норм и нормативов имеют общеобязательный ха­рактер, определено в Положении об этой службе. Это санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, уста­навливающие гигиенические и эпидемиологические критерии без­опасности и безвредности отдельных факторов среды обитания чело­века для его здоровья; санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. В Положении конкретизированы также сферы действия санитарных правил, норм и нормативов. Например, они устанавлива­ют гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых про­дуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды: атмосферного воздуха, вод и почвы.

Контрольно-надзорные функции службы подразделяются на две группы, связанные с осуществлением: предварительного контроля, например, при размещении объек­тов промышленности; выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения и др.; надзора за соблюдением санитарного законодательства Россий­ской Федерации.

Под этим углом зрения служба осуществляет наблюдение, оцен­ку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состо­янием среды обитания человека; проверяет выполнение гигиеничес­ких и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации предприятий, учреж­дений и организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудо­вания и транспортных средств и т.д. Разумеется, что контроль и над­зор — это двуединая функция службы, поскольку они органично взаимосвязаны и взаимопроникают, что находит свое отражение в нормативных актах и особенно в практическом их осуществлении.

Тем не менее на различия между предварительным контролем и надзором указывают юридически значимые действия (решения), принимаемые по их результатам. При таком контроле они обычно за­ключаются в даче согласия на то или иное решение вопроса либо за­ключения по его проекту и т.п. Выявленные же в порядке надзора нарушения могут повлечь применение, в частности, мер административного принуждения.

Служба осуществляет и другие, кроме обозначенных выше, виды работ, соответствующих ее основному назначению.

Для эффективного выполнения задач, возложенных на органы и учреждения указанной службы, их должностные лица наделены ши­рокими полномочиями, которые можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осу­ществления надзора; беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них за­дач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пище­вых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследова­ний и проведения гигиенической экспертизы;

б) полномочия по предупреждению нарушений санитарных пра­вил организациями и гражданами; требовать проведения гигиени­ческих и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.;

в) полномочия по пресечению нарушений санитарного законода­тельства. Эти меры различны. К ним относятся приостановление либо прекращение работ по проектированию и строительству, а так­же введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатации действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Они могут принимать решения по применению ад­министративного принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудите­лей инфекционных болезней и могущих быть источниками их расп­ространения в связи с особенностями выполняемой работы или про­изводства, в которых они заняты; об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемио­логическим показаниям;

г) полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил.

Органам Государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы предоставлены такие своеобразные полномочия, как право требо­вать возмещения ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противо­эпидемических и медицинских мероприятий при возникновении мас­совых заболеваний и отравлений людей.

Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведом­ственных отдельным министерствам и ведомствам. Он обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специ­альных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерст­ва внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы без­опасности и др.