logo
alehin_karmolickiy_Админа

2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти

Под системой органов исполнительной власти понимается их со­вокупность и система взаимоотношений на основе разграничения ком­петенции между ними. Система органов отражает разделение предме­тов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов. Своеоб­разие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное уст­ройство Российского государства.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст. 5 Конституции Российской Федерации).

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, соче­тания централизации и децентрализации, законности. Эти принци­пы вытекают из Конституции Российской Федерации.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном пла­не он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

а) федеральные органы исполнительной власти;

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Фе­дерации). Органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, созданные по другим предметам ведения, уже не входят в единую систему исполнительной власти. Вместе с тем, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, в силу особенностей, присущих статусу Российской Федерации и ее субъектов, представляют собой относи­тельно самостоятельные системы.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предме­тов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъек­тами; во-вторых. Конституция Российской Федерации регламенти­рует соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов. В главном концепция сводится к тому, что законные ак­ты федеральных органов исполнительной власти обязательны для ана­логичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации под­лежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотно­шений между федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ста­новится административный договор. Он используется в качестве эле­мента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в' сфере функционирования исполнительной власти. Федеральные орга­ны исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуще­ствление части своих полномочий, если это не противоречит Консти­туции Российской Федерации и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 78 Конституции Российской Федерации).

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно свя­зан с принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству.

Указанный принцип оказывает большое влияние на функ­ционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредо­тачиваться в руках федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации). В последнем случае соотно­шение централизации и децентрализации в осуществлении испол­нительной власти определяется самими субъектами Российской Феде­рации.

Следует иметь в виду, что одно из трудно преодолимых, требую­щих к себе постоянного внимания, противоречий в функциониро­вании исполнительной власти связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и се субъектов. Данное противоречие не может быть разрешено однажды и навсегда. Постоянной должна быть задача его ослабления и учета в правотворчестве и правоприменении. Это тем более важно, что совместное ведение не означает, что по образу­ющим его вопросам принимаются совместные решения органами исполнительной власти Российской федерации и ее субъектов. На­против, по общему правилу, решения на соответствующих уровнях принимаются органами в соответствии с законодательством, но само­стоятельно.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом ор­ганов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом отсутству­ет «расщепление» предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении. При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов испол­нительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненно­му органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам. Например, федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным органам. В этом случае децентра­лизация осуществляется в виде деконцентрации полномочий, переда­чи их от вышестоящего к нижестоящему органу. На осуществление деконцентрированных полномочий может серьезным образом влиять вышестоящий орган. Создание подобных органов способно служить организационно-правовым средством решения общефедеральных и территориальных задач на основе смещения тяжести управления с центра на места, а также усиления взаимодействия между субъектами Российской Федерации. Целесообразность взаимодействия между на­званными органами может возникнуть при осуществлении полномо­чий как по предметам ведения Российской Федерации, так и ее совме­стного ведения с субъектами Российской Федерации.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство в многооб­разии.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодатель­ства субъектов Российской Федерации.

Одним из важных аспектов принципа законности является обяза­тельность строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соотношении актов органов государственной власти и ее субъектов. Они сформулированы в ст. 76. В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не мо­гут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Феде­рации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нор­мативным правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Российской Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.