logo
alehin_karmolickiy_Админа

2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использо­ваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в против­ном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей га­рантируется законодательством;

д) законные предписания и требования государственных служа­щих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служеб­ную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавлива­ются нормативными актами;

ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в це­лях эффективности служебной деятельности;

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повы­шенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных слу­жащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями;

б) обязанностями и правами по занимаемой государственной дол­жности.

Общегражданские права и обязанности государственных служа­щих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения возмож­ны с их согласия. Например, государственные служащие, замещаю­щие государственные должности, не могут заниматься предпринима­тельской деятельностью: у гражданина есть выбор — быть государст­венным служащим или заниматься предпринимательской деятельно­стью.

Кроме того, гражданские права и свободы государственных слу­жащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интере­сами нормального функционирования государственной службы.

Служебные обязанности и права предоставляются государствен­ным служащим для успешного осуществления служебной деятель­ности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех госу­дарственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы.

Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности. Например, добросовестно исполнять дол­жностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и за­конных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы; получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т.д.

Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу государственных служащих. Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы; имеют право знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений. Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной деятельности.

Характер и объем специальных обязанностей и права государст­венных служащих зависят от правового положения органа, в котором' они состоят на службе, от вида занимаемой государственной долж­ности. Так, специальными являются обязанности и права главных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, налоговых инспекторов — в области контроля за соблюдением налогового зако­нодательства и т.д. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и других правовых актах.

Имеются особенности в классификации обязанностей и прав госу­дарственных служащих органов военизированных и некоторых иных отраслей. Так, обязанности военнослужащих делятся на общие, долж­ностные и специальные. К общим обязанностям отнесены защита го­сударственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения и т.д.

Специальные обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательством и общевойсковыми уставами.

Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда нахо­дятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных нарядах, при чрезвычайных обстоятельствах. Для выполнения специальных обя­занностей военнослужащие могут наделяться дополнительными пра­вами — на применение оружия, предъявлять требования, обязатель­ные к исполнению, подчинения строго определенным лицам.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осу­ществления государственными служащими их служебных обязанно­стей и прав. Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ); за оскор­бление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государст­венными служащими их служебных обязанностей, либо унижающие их честь и достоинство.

Установлена административная ответственность за злостное не­повиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невы­полнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных органов и т.д.

Создание нормальных условий для служебной деятельности работников — одна из важнейших обязанностей руководителей, невы­полнение которой может повлечь их дисциплинарную ответствен­ность.