10.5.3. Организация нотариальной службы
Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства Российской федерации о нотариате.*
_________________
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 357.
Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охранять собственность путем совершения различных нотариальных действий; предупреждать соответствующие правонарушения, укреплять законность.
В соответствии с названными Основами нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые вправе иметь свою нотариальную контору. Если в том или ином населенном пункте отсутствует государственная нотариальная контора или нотариус, занимающийся частной практикой, то в этом случае отдельные нотариальные действия совершают уполномоченные на то должностные лица органов исполнительной власти. За границей нотариальные действия осуществляют уполномоченные на то должностные лица консульских учреждений Российской Федерации.
Компетенция перечисленных организаций (уполномоченных лиц) по совершению нотариальных действий неодинакова. Основы предоставили государственным нотариусам и нотариусам, занимающимся частной практикой право совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, время предъявления документов; выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагать и снимать запрещения отчуждения имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой; передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги, документы на хранение; совершать исполнительные надписи, протесты векселей, морские протесты; предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков; обеспечивать доказательства. Кроме перечисленного, государственным нотариусам предоставлено право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.
Несколько ограничена компетенция уполномоченных должностных лиц органов исполнительной власти. Они удостоверяют завещания, доверенности; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах; принимают меры к охране наследственного имущества. На указанные должностные лица законодательством Российской Федерации может быть возложено совершение и других нотариальных действий.
Уполномоченные должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают те же нотариальные действия, что и государственные нотариусы, за исключением таких, как: передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; предъявлять чеки к платежу и удостоверять неоплату чеков; совершать протесты векселей.
Государственные нотариальные конторы организационно входят в систему Минюста России, которое осуществляет руководство их деятельностью. Оно заключается в том, что Минюст России открывает или упраздняет государственные нотариальные конторы в городах и других населенных пунктах, либо поручает решение этих вопросов министерствам юстиции республик, органам юстиции, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, ведет их реестр.
Органы юстиции назначают на должность, перемещают и увольняют государственных нотариусов, поощряют их, налагают на них дисциплинарные взыскания, осуществляют регулярный контроль за соблюдением правил нотариального делопроизводства, за выполнением нотариусами профессиональных обязанностей, финансируют их деятельность, организуют материально-техническое обеспечение государственных нотариальных контор.
Осуществляя руководство государственными нотариальными конторами, органы юстиции организуют их работу, разрабатывают и издают правовые акты, разъяснения по вопросам их организационного обеспечения и направленных также на совершенствование работы нотариальных контор; осуществляют мероприятия по повышению квалификации государственных нотариусов и т.п.
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, их конторы организационно не входят в систему Минюста России. Организация их деятельности иная, нежели государственных нотариусов.
Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в такую организацию как нотариальная палата. Членство в ней является обязательным для нотариусов, занимающихся частной практикой.
Нотариальные палаты создаются в республиках, областях, краях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге. Их деятельность строится на принципах самоуправления. Высшим органом нотариальной палаты является собрание ее членов, а непосредственное руководство палатой осуществляют правление и ее президент.
На нотариальную палату возложены следующие основные функции и полномочия: представлять и защищать интересы нотариусов, занимающихся частной практикой, оказывать им помощь и содействие в развитии их частной нотариальной деятельности; осуществлять контроль за соблюдением правил нотариального делопроизводства и за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами; организация стажировки и повышение квалификации нотариусов.
Нотариальные палаты объединяются в Федеральную нотариальную палату, которая организует свою деятельность на принципах самоуправления. Ее высшим органом является собрание представителей нотариальных палат. Руководство палатой осуществляет правление и президент палаты.
Основными задачами и полномочиями Федеральной нотариальной палаты являются: координация деятельности нотариальных палат; представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти; защита социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участие в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам нотариальной деятельности; обеспечение повышения квалификации нотариусов и др.
Минюст России, органы юстиции субъектов Российской Федерации оказывают определенное организующее воздействие на деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой. Это выражается в том, что оно ведет реестр контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензии на право нотариальной деятельности. При нем образуется апелляционная комиссия, рассматривающая жалобы на решения квалификационных комиссий, которые создаются при органах юстиции для приема экзаменов у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.
Органы юстиции совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой.
При совершении нотариальных действий частные нотариусы руководствуются законами, а также правовыми актами, издаваемые Минюстом России по вопросам нотариальной деятельности. Так, например, нотариусы, занимающиеся частной практикой, осуществляя нотариальные действия, руководствуются Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Российской Федерации, утвержденной Минюстом России.
С другой стороны, объединения нотариусов, занимающихся частной практикой, активно участвуют в организации нотариальной службы. Так, например, должность любого нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой; их количество в нотариальном округе определяется также совместно органом юстиции и нотариальной палатой.
Наделение любого нотариуса полномочиями осуществляется Минюстом России или по его поручению органом юстиции на основании рекомендации нотариальной палаты и на конкурсной основе. Порядок же проведения конкурса разрабатывается и определяется совместно Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой.
К совместному ведению Минюста России и Федеральной нотариальной палаты относится определение порядка прохождения стажировки лиц, решивших заняться нотариальной деятельностью, утверждение положений о квалификационной и апелляционной комиссиях.
В квалификационных комиссиях и апелляционной комиссии, образуемой совместно Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах, участвуют соответственно представители нотариальных палат и Федеральной нотариальной палаты.
К лицу, решившему заняться нотариальной деятельностью, предъявляются определенные требования: оно должно быть гражданином Российской Федерации, иметь высшее юридическое образование, пройти стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдать квалификационный экзамен квалификационной комиссии и получить лицензию на право нотариальной деятельности, которая выдается органами юстиции после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.
В осуществлении функций и полномочий нотариусы независимы и руководствуются в своей деятельности только законами, нормативными актами Минюсиа России, изданными в пределах его компетенции, иными соответствующими актами, а также актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура