logo
alehin_karmolickiy_Админа

10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом

Зарубежными органами МИДа России являются дипломатичес­кие представительства и консульские учреждения. Организационны­ми формами дипломатических представительств являются посольства и миссии. Они образуются в тех странах, с которыми Российской Фе­дерацией установлены дипломатические отношения.*

____________________

* Следует иметь в виду, что современные дипломатические отношения Российской Федерации, как и бывшего СССР, с другими государствами осуществляются, как правило, на уровне посольств.

Являясь государственным органом внешних сношений Россий­ской Федерации и осуществляя представительство Российской Феде­рации в государстве пребывания, посольство ведет свою деятельность в соответствии с международными нормами, соглашениями Россий­ской Федерации с правительствами государств пребывания, Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации: утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года:* Положением о Министерстве иностранных дел Российской федерации и другими нормативными актами.

______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 45. Ст. 5090.

На посольство возложена функция представительства Россий­ской Федерации в государстве пребывания. Осуществление данной функции предполагает обеспечение проведения единой внешнеполи­тической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания: защиту ее политических: экономических: национальных интересов, граждан, организаций и учреждений Российской федера­ции, находящихся в государстве пребывания.

Дипломатическим путем посольство осуществляет сбор информа­ции политического, экономического и иного характера о государстве пребывания. На основе полученной информации оно информирует Президента Российской федерации, Правительство Российской Феде­рации, МИД России, другие федеральные органы исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пре­бывания и вносит свои предложения Президенту Российской Феде­рации, а также соответствующим органам государственной власти по развитию отношений Российской Федерации с государством пребы­вания и обеспечению в нем интересов Российской Федерации.

На посольство возложено обеспечение дипломатическими средст­вами развития дружественных отношений, укрепления и развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-тех­нической, культурной и других областях между Российской федера­цией и государством пребывания.

В процессе реализации своих функций и полномочий диплома­тические представительства осуществляют координацию деятель­ности и контроль за работой находящихся в стране пребывания иных представительств федеральных органов исполнительной власти, рос­сийских государственных учреждений, предприятий и организаций, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъ­ектов Российской Федерации, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориаль­ных образований. В свою очередь названные представительства, де­легации и группы специалистов оказывают посольству содействие в осуществлении его функций, информируют его о своей деятельности.

В современных условиях резко увеличился поток иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в различном каче­стве. В связи с этим важное значение приобретает деятельность дипломатических представительств по оформлению и выдаче виз на въезд в Российскую Федерацию.

Руководит деятельностью представительства глава дипломатиче­ского представительства (дипломатический представитель). Во главе посольства стоит Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации, а во главе миссии — Чрезвычайный и Полномочный Посланник Российской Федерации или Поверенный в Делах Россий­ской Федерации.*

_________________

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 7. Ст. 156.

Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полно­мочный Посланник Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации, Поверенный в Делах Российской Федерации — министром иностранных дел Российской федерации.

Глава дипломатического представительства несет персональную ответственность за организацию и деятельность представительства, его персонала, который включает в себя: а) дипломатический; б) вспомо­гательный; в) обслуживающий персонал. В состав дипломатического персонала входят: посол, посланник; советники по политическим, экономическим, культурным и другим вопросам; первый, второй и третий секретари; атташе и другие сотрудники.

Дипломатический персонал, члены их семей пользуются дипло­матическим иммунитетом, суть которого состоит в личной неприкос­новенности, неприкосновенности их жилища, исключение из юрис­дикции государства пребывания. Дипломатический персонал и члены их семей освобождаются от налогов, сборов в государстве пребыва­ния, от досмотра на таможне личного багажа. Они имеют право бес­препятственно связываться со своей страной.

Являясь правопреемницей СССР, Российская Федерация имеет постоянные представительства при международных организациях: ООН, ЮНЕСКО и др.

Консульские учреждения образуются на основе взаимного согла­шения Российской Федерации с другими государствами. Они функ­ционируют в крупных городах, морских, речных портах государства пребывания.

Консульскими учреждениями являются: консульские отделы дипломатических представительств Российской Федерации, генераль­ные консульства, консульства, вицеконсульства, консульские агент­ства. Их правовой статус закреплен Консульским уставом СССР,* международными нормами, а также соответствующими соглашения­ми между государствами, решившими установить друг с другом кон­сульские отношения. Если в государстве пребывания отсутствует посольство, то с его согласия на консульское учреждение могут быть возложены функции дипломатического представительства.

__________________

* См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 27. Ст. 404

Основным содержанием деятельности консульских учреждений является защита интересов Российской Федерации, ее граждан, уч­реждений и организаций, находящихся в государстве пребывания.

Они содействуют развитию дружественных, экономических, торговых, научно-технических, культурных, туристических связей Российской Федерации с соответствующим государством пребывания; оказывают помощь и содействие представителям государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, морским и воздушным су­дам, а также гражданам Российской Федерации, находящимся в госу­дарстве пребывания.

На них возложен учет российских граждан, в том числе военно­обязанных, постоянно или временно проживающих в государстве пребывания; совершение нотариальных действий; регистрация актов гражданского состояния; выдача, продление паспортов гражданам Российской федерации; оформление виз на въезд, выезд и транзит­ный проезд через территорию Российской Федерации и т.п.

Генеральные консульства, консульства, вице-консульства, кон­сульские агентства возглавляют соответственно генеральные консу­лы, вице-консулы, консульские агенты, которые назначаются и осво­бождаются от должности министром иностранных дел Российской Федерации.

В своей деятельности консульские учреждения подчиняются Ми­нистерству иностранных дел Российской Федерации, а общее руко­водство ими осуществляют главы дипломатических представительств в государстве пребывания.

В состав сотрудников консульского учреждения входят должност­ные лица, административно-технический и обслуживающий персонал.

Персонал консульских учреждений имеет ряд определенных при­вилегий в государстве пребывания (например, освобождение от нало­гов и сборов). Сотрудники консульства обладают иммунитетом от юрисдикции государства пребывания в отношении тех действий, ко­торые совершены ими в процессе осуществления своих служебных обязанностей; пользуются личной неприкосновенностью, служебной переписки и т.д.