8.6.2. Органы государственного управления финансами
В целом система специализированных органов государственного управления финансами шире, чем система финансовых органов (учреждений).
Объясняется это тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проводится определенная грань между чисто финансовой, кредитной и налоговой функциями. Субъекты, их реализующие, и составляют систему финансовых органов;
действуют они хотя и самостоятельно, но в тесной взаимосвязи.
Следует иметь в виду также и то, что роль субъектов, действующих в сфере управления финансами, различна. Это — Министерство финансов, то есть федеральный орган исполнительной власти; это и финансовые учреждения, наделенные некоторыми распорядительными полномочиями (например, Федеральное казначейство или Российская финансовая корпорация).
Рассмотрим их организационно-правовой статус.
Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране является Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России). Оно, а также министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления в субъектах Федерации и органы федерального казначейства образуют единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации. Минфин России координирует деятельность финансовых органов, координирует и регулирует деятельность подведомственных финансовых предприятий, руководит деятельностью подведомственных учреждений и организаций.
В соответствии с положением о нем, утвержденном Правительством Российской Федерации 19 августа 1994 года, Минфин России: направляет деятельность органов управления финансами на соблюдение единых принципов финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создание финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий; издает методические указания, инструкции и другие документы по вопросам организации работы финансовых органов.*
____________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 19. Ст.2211.
Минфин России разрабатывает и реализует стратегические направления единой государственной финансовой политики; составляет проект федерального бюджета и исполняет его; обеспечивает устойчивость государственных финансов; осуществляет целевое финансирование общегосударственных потребностей; осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.
Его функции многообразны и включают: организацию работы по составлению проекта федерального бюджета; разработку проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации; разработку мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности; обеспечение исполнения федерального бюджета; контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям; методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования; установление общих правил составления, рассмотрения, утверждения и исполнения смет расходов, производимых из бюджета; участие в определении ценовой политики, а также в развитии и совершенствовании страховой деятельности в стране; разработку предложений по выпуску и размещению, а также выпуск государственных внутренних займов; дачу разрешений федеральным органам исполнительной власти, а также федеральным общественным организациям на проведение всероссийских лотерей; участие в разработке предложений по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти; анализ валютно-финансовых проблем, связанных с международным экономическим сотрудничеством; методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью независимо от организационно-правовых форм и подчиненности предприятий, учреждений и организаций; установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций; обеспечение изготовления денежных билетов и металлических монет, а также орденов и медалей, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и т.д.
Соответственно его функциям Минфину России предоставлены существенные права. Так, он вправе получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимые для составления проекта федерального бюджета материалы; получать от предприятий, учреждений и организаций документы, необходимые для осуществления финансового контроля за рациональным и целевым расходованием ассигнований, выделяемых из федерального бюджета; ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из федерального бюджета при наличии фактов незаконного расходования средств, а также в случае непредставления отчетов об израсходовании ранее отпущенных средств; взыскивать с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением на них штрафа; запрещать либо приостанавливать выпуск ценных бумаг акционерными обществами, если он осуществляется с нарушением действующего законодательства; проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств федерального бюджета, а также средств в иностранной валюте; проводить документальные ревизии и проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций; осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и организациям и давать обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений и т.д.
К компетенции Минфина России отнесена выдача лицензий на право деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, регистрация выпуска ценных бумаг, выдача лицензий на производство ценных бумаг и контроль за соблюдением правил их производства, хранения и учета.
Минфин России активно сотрудничает с Центральным банком Российской Федерации, Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей и торговли, Государственной налоговой службой, Федеральной службой налоговой полиции, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю. В лице Главного управления федерального казначейства Минфин России участвует в международных финансово-банковских организациях.
Приказы, инструкции, указания Минфина России обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
В составе Минфина России действует Федеральное казначейство, положение о котором утверждено Правительством Российской Федерации 20 августа 1993 года.*
___________________
* См.: Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации. 1993. № 35. Ст.320.
Его структура — Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненные ему территориальные органы в субъектах Российской Федерации, в городах (кроме городов районного подчинения), районах и районах в городах. Система этих органов централизованна.
Основные задачи и функции казначейства: организация осуществления и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами; контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств. Казначейство организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета; организует распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, а также осуществление взаимных расчетов между ними; представляет высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетность о финансовых операциях Правительства Российской Федерации, о результатах исполнения федерального бюджета и т.д. На соответствующей территории аналогичные функции осуществляются территориальными органами.
Органы казначейства наделены широкими правами в основном контрольного характера. Так, они вправе производить в органах исполнительной власти, в банках, на предприятиях, в учреждениях и организациях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверку денежных документов; получать от банков и других финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений, порядка исполнения федерального бюджета; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки) в случае непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства бухгалтерских и финансовых документов; изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета; выдавать обязательные предписания о взыскании с них в бесспорном порядке средств, выделяемых из федерального бюджета и используемых не по целевому назначению, с наложением на них штрафа; налагать на банки и другие финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступающих в доход федерального бюджета; вносить в Центральный банк Российской Федерации представления о лишении виновных лицензий на совершение банковских операций. Установлено, что взыскание сумм штрафов осуществляется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Российская финансовая корпорация создана на основе Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года. Она выполняет роль агента Правительства Российской Федерации по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, направляемых на инвестиционные цели; в установленном законодательством порядке выпускает и размещает ценные бумаги; распоряжается средствами инвестиционного фонда, формируемого за счет средств федерального бюджета и кредитов Центрального банка России, направляемых на финансирование капитальных вложений, а также на осуществление отраслевых инвестиционных программ; распределяет средства этого фонда; осуществляет внешнеторговые операции; проверяет целевое и эффективное использование предоставленных клиентам средств. Финансовая корпорация действует на основе своего устава, утвержденного Госкомимуществом России, возглавляется президентом. Для координации ее деятельности с органами государственного управления создан наблюдательный совет корпорации.*
________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 1548.
В настоящее время в связи с упразднением Госкомдрагнадзора его функции переданы Минфину Российской Федерации, которое осуществляет государственное регулирование в области реализации драгоценных металлов и камней, формирования Государственного фонда этих материалов (Госфонд России), в том числе Алмазного фонда; обеспечивает учет, хранение и сохранность, формирует план отпуска драгоценных металлов и камней; осуществляет контроль за реализацией этих ценностей на внутреннем и внешнем рынках, контролирует их сбор и сдачу в Госфонд России; организует пробирный надзор; ежегодно инвентаризует ценности Госфонда России; разрабатывает цены на драгоценные металлы и камни, размеры пробирной платы за опробование и клеймение изделий из них.*
_____________________________
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст.369.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура