logo
alehin_karmolickiy_Админа

9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества

Научная организация — юридическое лицо независимо от орга­низационно-правовой формы и формы собственности, а также обще­ственное объединение научных работников, осуществляющее в каче­стве основной научную или научно-техническую деятельность и под­готовку научных работников. Выделяются следующие их формы: на­учно-исследовательские организации; научные организации учреждений высшего профессионального образования; опытно-конст­рукторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Правительство Российской Федерации и органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации организуют госу­дарственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о ней. Тем самым происходит учреждение этих орга­низаций.

Органы государственной власти, учреждающие научные органи­зации, утверждают их уставы и осуществляют контроль за эффек­тивным использованием ими государственного имущества. Руководи­тели государственных научных организаций и научных организаций

академий наук назначаются или избираются в соответствии с их ус­тавами.

Органы государственной власти Российской Федерации управля­ют государственными научными организациями федерального зна­чения, а органы государственной власти субъектов Федерации управ­ляют научными организациями регионального значения, а также контролируют деятельность научных организаций федерального зна­чения по вопросам своей компетенции.

Центральное место в системе организации науки занимает Рос­сийская академия наук (РАН). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года «Об организации Рос­сийской академии наук» РАН является высшим научным учрежде­нием России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе законодательства России и собственного устава.* РАН объединяет действительных членов (ака­демиков) и членов-корреспондентов академии, а также других науч­ных сотрудников учреждений академии. В ее составе — институты (например, Институт государства и права), лаборатории, предприя­тия и организации, обеспечивающие исследования по основным на­правлениям фундаментальной науки. Все имущество (здания, соору­жения, приборы, техника и т.п.) передано в собственность РАН.

_____________________

* См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №47. Ст. 1640.

РАН действует на основе своего Устава, утвержденного общим собранием академии 23 декабря 1992 года. Высшим органом РАН яв­ляется общее собрание академии, решающее все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует прези­диум РАН в составе президента и вице-президента Академии, глав­ного ученого секретаря, академиков-секретарей отделений, избирае­мых отделениями и утверждаемых общим собранием. Президиум подотчетен общему собранию академии.

Структура РАН: отделения, региональные отделения, региональ­ные научные центры (филиалы академии).

Отделения РАН — творческие и организационные центры, объ­единяющие действительных членов и членов-корреспондентов одной или нескольких специальностей по соответствующему направлению деятельности (например, философии и права). В своем составе они имеют секции по отдельным научным направлениям. Общее соб­рание отделения — орган управления.

Оно формирует бюро отделения, возглавляемое академиком-секретарем, избираемым тайным голосованием на общем собрании отделения и утверждаемым общим собранием академии.

Региональные отделения РАН — организационно-правовая фор­ма объединения академиков, членов-корреспондентов, ученых и спе­циалистов данного региона, а также региональные научно-исследова­тельские учреждения. Сейчас функционируют Уральское, Сибирское и Дальневосточное региональные отделения РАН (филиалы). В Санкт-Петербурге действует региональный научный центр.

В стране действуют и отраслевые академии наук. Например, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Российская Академия медицинских наук и т.п. Их уставы утверждает, как пра­вило, Правительство Российской Федерации. Действуют они в систе­ме соответствующих министерств и иных федеральных органов ис­полнительной власти по принадлежности, тесно взаимодействуя с Российской академией наук.

Отраслевая (ведомственная) наука развивается в рамках науч­но-исследовательских, опытно-конструкторских и т.п. учреждений, находящихся в системе соответствующих министерств, государствен­ных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации. Отраслевые научно-исследовательские институты проводят в основном исследования по прикладным направлениям науки под об­щим руководством тех органов исполнительной власти, в систему ко­торых они входят. При этом широко используются государственные заказы на проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ как на госбюджетной, так и на хозрасчетной основе. Внедрение результатов исследовательских работ — одна из функций указанных ранее государственных органов.

Управление ведомственными научно-исследовательскими учреж­дениями осуществляет директор, назначаемый соответствующим ор­ганом исполнительной власти по результатам конкурса (голосова­ния), проводимого учеными советами этих учреждений. В рамках ин­ститутов практикуется заключение контрактов с группами ученых, научных сотрудников и специалистов на проведение научно-техни­ческих и опытно-конструкторских работ.

В качестве примера ведомственных научных учреждений можно назвать Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней Минздрава России, Всероссийский научно-исследователь­ский институт МВД России.

Вузовская наука организуется на основе Положения о научной деятельности высших учебных заведений России. Положение опреде­ляет порядок планирования, организации и проведения фундамен­тальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ структурными подразделениями государ­ственных вузов.

Основные задачи вузов в области научно-исследовательской дея­тельности: приоритетное развитие фундаментальных исследований; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитатель­ных задач; исследование и разработка теоретических и методологи­ческих основ формирования и развития высшего образования; эф­фективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований и т.д.

Ответственность за соблюдение государственной и финансовой дисциплины при проведении научных исследований несут руководи­тели вузов.

Научные исследования вузов проводятся на основе сотрудничест­ва с научными учреждениями Российской академии наук, республи­канских и отраслевых академий наук, с научными организациями и предприятиями всех форм собственности (совместные программы ис­следований, образование ассоциаций, союзов, научно-учебных цент­ров, временных творческих коллективов и т.п.). Вузы самостоятельно решают вопросы заключения договоров, определения обязательств. Финансирование научных работ осуществляется за счет средств соот­ветствующих бюджетов и внебюджетных средств.

Положение детально регламентирует порядок финансирования исследовательских работ, организации и планирования научно-иссле­довательской деятельности. Исполнителями научной работы в вузе являются: профессорско-преподавательский состав в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время; студенты в хо­де выполнения курсовых и дипломных работ; докторанты, аспиран­ты, стажеры.

При проведении вузовской научной работы обеспечивается взаи­мосвязь учебного и научного процессов. Все выполненные научные работы подлежат государственной регистрации в учреждениях Миннауки России.

Новой формой организации науки являются Государственные научные центры Российской Федерации, образование которых пре­дусмотрено Указом Президента от 22 июня 1993 года.*

___________________

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 26. Ст.2420.

Государственные научные центры (ГНЦ) создаются на базе дей­ствующих академических и ведомственных научно-исследователь­ских, научно-производственных учреждений и высших учебных заве­дений в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Правительством Российской федерации утвержден Порядок при­своения статуса Государственного научного центра Российской Феде­рации. Отнесение учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к ГНЦ осуществляется Правительством. Проце­дура предусматривает предварительное согласование вопроса с Миннаукой России.

Правительством Российской Федерации утверждены также По­ложения об условиях государственного обеспечения ГНЦ (например, Института ядерных исследований), в которых определяются функции ГНЦ, а также обязательства Правительства (целевое финансирова­ние из средств федерального бюджета, использование результатов ис­следований и разработок). Правительство Российской Федерации и Миннауки России осуществляют контроль за правильностью и эф­фективностью использования ГНЦ средств, выделяемых из феде­рального бюджета. Миннауки России немедленно прекращает финан­сирование ГНЦ при нецеленаправленном или нерациональном расхо­довании государственных ассигнований.