4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
Административное взыскание — мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях: а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; б) предупреждения совершения им новых правонарушений; в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 23 КоАП РСФСР).
Административные взыскания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.
Административные взыскания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет общность оснований применения (административное правонарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонарушений.
Однако меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать применению административных взысканий и не влияют на их выбор органом (должностным лицом), решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действиях (бездействии) будут установлены признаки преступления.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
Административные взыскания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.
Основными видами административных взысканий являются:
а) предупреждение;
б) штраф;
в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;
г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
д) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
е) исправительные работы;
ж) административный арест;
з) административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные взыскания. Так, Таможенный кодекс Российской федерации к административным взысканиям относит, в частности, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенными органами Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности.*
__________________
*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 31, ст. 1224.
Закон подразделяет административные взыскания на основные, основные и дополнительные. Возмездное изъятие, административное выдворение и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные — только в качестве основных. Административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим правом не предусмотрены.
Предупреждение — взыскание морального характера. Оно выносится в письменной форме или оформляется иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием. Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.
Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Он является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качестве средства воздействия на материальные интересы нарушителя.
Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны. Прежде размеры штрафов определялись законодательством путем указания на конкретный размер минимальный и максимальный размеры, на максимальный размер при том, что минимальный размер определяется ко всем такого рода случаям. За провоз без билета детей железнодорожным, морским, речным транспортом штраф налагался в размере 1/4 штрафа, установленного за безбилетный проезд взрослого пассажира. Размеры штрафов дифференцировались относительно граждан и должностных лиц. Закреплялся крайне жесткий и централизованный порядок их повышения.
Те размеры, которые были установлены до 14 июля 1992 года, утратили свое значение. Учитывая инфляционный процесс, Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3293-1 «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» определен порядок перерасчета штрафов, предусмотренных в КоАП РСФСР, выраженных в твердых суммах. Перерасчету подлежат штрафы, если их сумма не превышает предела, определенного данным законом. Он равен трем тысячам рублей. Так, если верхний предел размера штрафа не превышает десяти рублей, то он считается равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, установленного на момент совершения правонарушения. Если размер штрафа не превышает трех тысяч рублей, то он считается равным десяти минимальным размерам оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже четырех минимальных размеров оплаты труда.
Инфляционному процессу сопутствует изменение способов определения размеров штрафов.
Стал предусматриваться штраф:
а) по отношению к определенным суммам стоимости предметов, ставших объектом правонарушения. Так, сокрытие (занижение) фактически полученных доходов налогообложения влечет полное изъятие сокрытых (заниженных) доходов и наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы дохода);
б) в удвоенном размере в случае повторного совершения аналогичного правонарушения, например, указанного выше;
в) в пределах кратных размеров по отношению к минимальному размеру оплаты труда. Так, повреждение транспортных средств общего пользования и их внутреннего оборудования влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда
г) в соотношении к должностному окладу. Например, работники
государственной службы занятости, виновные в нарушении Закона РСФСР «О занятости населения в РСФСР», несут административную ответственность в размере трех должностных окладов;
д) в отношении к доходам, дифференцированным с учетом особенностей статуса субъектов административного правонарушения. Например, за нарушение санитарного законодательства может быть наложен штраф на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан — не более суммы месячного дохода. Законом Российской Федерации от 1 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» внесены изменения в КоАП РСФСР, в соответствии с которыми штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, установленному на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.
В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров и особой необходимости административной ответственности законом Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.
Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Возмездное изъятие оружия и боеприпасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования,
Действующим законодательством предусмотрены следующие варианты применения возмездного изъятия:
1. В качестве основного административного взыскания, альтернативного другим взысканиям, предусмотренным за данное правонарушение (ст. 173 КоАП РСФСР).
2. В качестве дополнительного к основным административным взысканиям:
а) подлежащим обязательному применению за данное правонарушение (ст. 175 КоАП РСФСР);
б) применяемым по усмотрению органа (должностного лица), решающего дело, при этом в виде возможной альтернативы конфискации (ст. 106 КоАП РСФСР).
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. За нарушение таможенных правил конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ст. 380 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Ограничения этой меры сводятся к тому, что: а) законодательством определен перечень предметов, не подлежащих конфискации; б) конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.
Законодательством предусмотрены следующие варианты применения конфискации:
1. В качестве основного административного взыскания (ст. 176 КоАП РСФСР).
2. В качестве дополнительного к основным административным взысканиям:
а) подлежащим обязательному применению (ст. 107, 137 КоАП РСФСР);
б) подлежащим применению по усмотрению органа (должностного лица), решающего дело (ст. 85 КоАП РСФСР);
в) применяемым органом (должностным лицом) по своему усмотрению в виде альтернативы возмездному изъятию (ст. 106 КоАП РСФСР).
Применение административных взысканий в виде возмездного изъятия и конфискации предмета в административном порядке противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что право частной собственности охраняется законом. В соответствие с этой статьей подлежат приведению нормы законодательства об административных правонарушениях, устанавливающие административный порядок применения этих взысканий. Согласно той же статье никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Однако данный вывод является доктринальным. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 года № 817 было признано конституционное право «таможенных органов выносить постановление о конфискации имущества как санкции за совершенное правонарушение, при наличии гарантии последующего контроля за законностью и обоснованностью такого решения...». При всем уважении к Конституционному Суду данный его аргумент вряд ли можно признать убедительным. Из него логически следует вывод о возможности решения в административном порядке вопросов, подведомственных судам, поскольку Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, право на обжалование в суд решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46).
Тем не менее руководствоваться надо постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, ибо, оно пока не утратило силу, является обязательным.
Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (право управления транспортными средствами, право охоты), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Срок лишения таких прав не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами.
Лишение управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением: случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства, оставлении в нарушение действующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.
Лишение права на охоту не может быть применено к лицам, для которых охота является основным источником существования.
При этом надо иметь в виду, что речь идет о лишении предоставленных гражданину специальных прав. Указанные правила не распространяются на права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
В перечень административных взысканий, предусмотренных КоАП РСФСР, не вошли меры, однородные с лишением определенных прав, являющиеся по своему существу административными взысканиями — лишение разрешений (лицензий) на занятие определенной деятельностью. Например, аннулирование специального разрешения (лицензии) на осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте за нарушение условий, предусмотренных в специальном разрешении. Подобная мера предусмотрена Таможенным кодексом Российской Федерации и многими иными правовыми актами за различные правонарушения.
Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государства. Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней.
За некоторые административные правонарушения закон предусматривает конкретный процент удержания из заработка нарушителя, например, за мелкое хулиганство — 20 процентов.
Разумеется, что исправительные работы не могут применяться к нарушителям, не имеющим постоянного места работы.
Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Обычно он применяется к гражданам. Однако Законом РСФСР от 17 мая 1991 года «О чрезвычайном положении» предусматривается возможность применения административного ареста на срок до 30 суток, в том числе к должностным лицам.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.
Исправительные работы и административный арест применяются за правонарушения, близкие к преступлениям, либо за повторные административные правонарушения. Чаще всего они предусматриваются в качестве альтернативных взысканий за одни и те же административные правонарушения. В отдельных случаях предусматривается та или иная из этих мер за конкретные административные правонарушения.
Исправительные работы и административный арест могут применяться за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника; за распитие спиртных напитков в общественных местах и другие действия, предусмотренные ч. 1 ст. 162 КоАП РСФСР, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию; повторное нарушение порядка организации проведения массовых акций, митингов, уличных шествий, демонстраций (ст. 166'); за определенные административные правонарушения в условиях чрезвычайного положения; незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах, а равно потребление наркотических средств без назначения врача (ст. 44).
В то же время за мелкое хищение, уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям, предусматриваются исправительные работы, а за нарушение порядка организации и проведения массовых акций, совершенное впервые — административный арест, применение исправительных работ за данное правонарушение исключается.
В ст. 24 КоАП РСФСР, посвященной перечню административных взысканий, упоминается такая мера, как выдворение за пределы Российской Федерации. Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. И строго говоря, является мерой административного принуждения, близкой по своей правовой природе к мерам административного пресечения, но не к административным взысканиям. Ибо данная мера не влечет за собой всех правовых последствий, вызываемых применением административных взысканий. Ее применение регламентируется не общими, а специальными нормативно-правовыми актами.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура