4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.
Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действует принцип: законы и иные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.
По смыслу Конституции федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеет форму закона; субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты.
Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.
Однако в законодательстве еще не разрешен вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения. Хотя Кодекс РСФСР в этой части пока не изменен, тем не менее он вошел в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. В результате практика весьма противоречива и не поддается однозначной правовой оценке с точки зрения ее законности.
В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования — предприятия, учреждения и другие организации.
Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Он принят 20 июня 1984 года и введен в действие с 1 января 1985 года. КоАП РСФСР состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.
Специфика структуры КоАП РСФСР состоит в том, что его составными частями являются также разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство.
Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП РСФСР применяются на территории Российской Федерации непосредственно.
В настоящее время необходимо учитывать три момента: во-первых, ряд положений кодекса утратили юридическую силу, хотя формально не отменены (например, о разграничении компетенции в области законодательства об административных правонарушениях и др.), а также устарели редакционно в связи с изменениями в государственном устройстве, экономической системе и т.п.; во-вторых, внесены весьма значительные изменения и дополнения в Особенную часть кодекса, которые поставили на повестку дня ее существенную переработку; в-третьих, положения об административных правонарушениях многих федеральных законов не включены в кодекс и действуют непосредственно (например, Таможенного кодекса и др.).
Законодательство об административных правонарушениях коллективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура