logo
alehin_karmolickiy_Админа

4.1.2. Законодательные основы административной ответственности

Под законодательными основами понимается система норматив­но-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция Российской Федерации разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъек­тов федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административной ответственности. Адми­нистративное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действует принцип: законы и иные акты субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с феде­ральным законами и не могут им противоречить. В случае противо­речия между федеральными законами, изданными по предметам ве­дения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и ад­министративно-процессуальное законодательство имеет форму зако­на; субъектами федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты.

Ответственность за административные правонарушения наступа­ет на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за адми­нистративные правонарушения, имеют обратную силу, то есть расп­ространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих ак­тов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Однако в законодательстве еще не разрешен вопрос о компетен­ции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления и реализации от­ветственности за административные правонарушения. Хотя Кодекс РСФСР в этой части пока не изменен, тем не менее он вошел в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. В результате практика весьма противоречива и не поддает­ся однозначной правовой оценке с точки зрения ее законности.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования — предприятия, уч­реждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим администра­тивную ответственность физических лиц, является Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР). Он принят 20 июня 1984 года и введен в действие с 1 января 1985 года. КоАП РСФСР состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части консти­туируется сам институт административной ответственности, в Осо­бенной части дается классификация административных правонару­шений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП РСФСР состоит в том, что его сос­тавными частями являются также разделы, группирующие нормы, ко­торые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об адми­нистративных правонарушениях, их компетенцию и подведомствен­ность им дел; регламентируют производство по делам об адми­нистративных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП РСФСР применяются на территории Рос­сийской Федерации непосредственно.

В настоящее время необходимо учитывать три момента: во-пер­вых, ряд положений кодекса утратили юридическую силу, хотя фор­мально не отменены (например, о разграничении компетенции в области законодательства об административных правонарушениях и др.), а также устарели редакционно в связи с изменениями в государ­ственном устройстве, экономической системе и т.п.; во-вторых, внесе­ны весьма значительные изменения и дополнения в Особенную часть кодекса, которые поставили на повестку дня ее существенную перера­ботку; в-третьих, положения об административных правонарушениях многих федеральных законов не включены в кодекс и действуют не­посредственно (например, Таможенного кодекса и др.).

Законодательство об административных правонарушениях кол­лективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.