logo
alehin_karmolickiy_Админа

8.6.5. Финансовый контроль

В целях обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и их рациональным использованием, а так­же улучшения координации деятельности контрольных органов Пре­зидент Российской Федерации своим Указом от 25 июля 1996 года «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Рос­сийской Федерации»* установил, что контрольные функции возложе­ны на Счетную палату, Центральный банк, Министерство финансов, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет, Федеральную службу по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти.

__________________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1966, № 31. Ст. 3696.

Постоянно действующим органом государственного финансового контроля является Счетная палата Российской Федерации, образуе­мая Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетная ему. Действует она на основе федерального Закона от 11 января 1995 года «О счетной палате Российской Федерации». Ее задачи: кон­троль за своевременным исполнением федерального бюджета, за за­конностью и своевременностью движения бюджетных средств в Цен­тральном банке Российской Федерации и других финансово-кредит­ных учреждениях, контроль за состоянием государственного внутрен­него и внешнего долга, за федеральными внебюджетными фондами, за банковской системой и т.д. По результатам контрольных меропри­ятий (проверок и ревизий) Счетная палата направляет органам госу­дарственной власти, руководителям проверяемых предприятий, уч­реждений и организаций представления для принятия мер по устра­нению выявленных нарушений, возмещению причиненного государ­ству ущерба и привлечению к ответственности виновных долж­ностных лиц. При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, Счетная палата вправе давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и ор­ганизаций обязательные для исполнения предписания. Неоднократ­ное неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний может повлечь решение Счетной палаты (согласованное с Государственной Думой) о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций. Инспектора Счетной палаты вправе беспрепят­ственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и другие объекты независимо от форм собст­венности. Их требования обязательны для проверяемых объектов.*

________________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 167.

В целях координации работы и усиления контроля за поступле­нием и расходованием средств федерального бюджета и других госу­дарственных средств Правительством Российской Федерации образо­ван Межведомственный совет по государственному контролю, обе­спечению своевременности и полноты сбора налогов и других пла­тежей в федеральный бюджет. Совет является постоянно действую­щим консультативным органом по вопросам работы федеральных органов исполнительной власти, которым предоставлено право фина­нсового контроля. Совет формирует методологию финансового конт­роля, разрабатывает его механизм с целью устранения дублирования и параллелизма при его осуществлении, утверждает программы сов­местных проверок и ревизий, проводимых по решению Совета, обоб­щает опыт государственного финансового контроля. Совет может за­прашивать и получать от органов исполнительной власти необходи­мые материалы, заслушивать объяснения руководителей этих орга­нов.*

_______________

* См.: Там же. 1996. № 6. Ст. 586.

В осуществлении финансового контроля в разнообразных орга­низационно-правовых формах активно также участвуют все финан­совые, кредитные и налоговые органы.

Значительный объем контрольной работы выполняет Контрольноревизионное управление (КРУ) Минфина России. Оно через глав­ного контролера, контролеров-ревизоров и ревизоров финансовых ор­ганов контролирует соблюдение бюджетного законодательства и фи­нансовой дисциплины министерствами, ведомствами, предприятия­ми, учреждениями и организациями. В этих целях проводятся доку­ментальные ревизии и проверки финансовой деятельности; истребуются денежные документы и суммы наличных денежных средств, а также разъяснения по финансовым операциям и т.д. При обнаруже­нии нарушений финансовой дисциплины перед соответствующими руководителями должностные лица КРУ ставят вопрос об отстране­нии виновных от должности с передачей дела следственным органам. Непосредственные меры административного воздействия на винов­ных они применять не вправе.

Минфин в настоящее время осуществляет государственный над­зор за страховой деятельностью, соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании и обеспечивает эффективное раз­витие страховых услуг, защиту законных прав и интересов страхова­телей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальными органами страхового надзора являются инспекции.*

_________________

*См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст.5069.

Минфин регулирует единый страховой рынок на основе установ­ления общих требований по лицензированию страховых организа­ций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщи­ков, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования. Он контролирует обоснованность страховых тарифов; проверяет деятельность страховщиков; приостанавливает или ограни­чивает действие лицензий при выявлении нарушений законодатель­ства о страховании; дает предписания об устранении нарушений; от­зывает лицензии на осуществление страховой деятельности и т.п.

Минфин через подчиненные его управлению драгоценных метал­лов инспекции пробирного надзора осуществляет государственный надзор за всеми предприятиями, учреждениями и организациями, применяющими и использующими драгоценные металлы и драгоцен­ные камни для любых целей, производящими продажу, скупку изде­лий из них, на предмет обнаружения и пресечения нарушений пра­вил получения и хранения этих металлов и изделий из них.

В последнее время получает развитие независимый вневедомст­венный финансовый контроль, осуществляемый на основе «Времен­ных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», ут­вержденных Указом Президента от 22 декабря 1993 года.*

_________________

*См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 1464; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2902.

Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательская де­ятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению незави­симых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) от­четности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств предприятий, их объединений (со­юзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, регио­нальные и другие объединения), организаций и учреждений, банков и кредитных учреждений, их союзов и ассоциаций, страховых орга­низаций, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, самостоятельно осуществляющих предпринимательскую деятельность. Она осуществ­ляется наряду с государственным финансовым контролем. Цель аудиторских проверок — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия совершаемых финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Ответственность за отдельные виды правонарушений в области финансовой предусмотрены Кодексом Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях (например, ст. 153—154, 156 ).