logo
alehin_karmolickiy_Админа

8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов (ст. 9).

Следует различать использование и охрану природных ресурсов.

При их использовании достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т.п.). Цель охраны — предотв­ратить экологически вредное воздействие хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую природную среду, обезопасить ее от за­грязнения, порчи, истощения или разрушения. Названные цели взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как рациональное исполь­зование природных ресурсов предполагает бережное к ним отно­шение, недопущение необратимых для них последствий, то есть их охрану.

К ведению Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического раз­вития России, а к совместному ведению Российской федерации и ее субъектов — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользо­вание; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безо­пасности; особо охраняемые природные территории; земельное, вод­ное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей природной среды (ст. 71 — 72 Конституции Российской Федерации).

Основным законодательным актом в данной области является За­кон РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природ­ной среды».* Вместе с тем отдельные аспекты природопользования к природоохранной деятельности находят свое выражение в отраслевом законодательстве (земельном, водном, лесном, о недрах, животное мире и т.п.).

_____________________

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.

Правительство Российской Федерации координирует работу органов государственного управления по совместному природопользо­ванию, проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения.

Значительна компетенция органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации: утверждение территориальных эко­логических программ, учет и оценка состояния природных ресурсов, руководство экологической службой, контроль за использованием и охраной земель, лицензирование и т.д.

Вместе с тем, как на федеральном уровне, так и в рамках субъек­тов Российской Федерации формируется система исполнительных органов, специально уполномоченных на осуществление управленче­ской деятельности в области природопользования и охраны природ­ных ресурсов.