logo
alehin_karmolickiy_Админа

9.4.2. Органы государственного управления культурой

Наиболее широка сфера деятельности Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России), осуществляющего государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия (все это именуется сферой культуры). Действует оно на основе Положения о нем, утвер­жденного Правительством Российской Федерации 6 июня 1997 года.*

__________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 24. Ст. 2762.

Минкультуры России призвано создавать условия для сохране­ния и развития культуры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации; осуществлять государственную политику в области охраны и популяризации историко-культурного наследия Российской Федерации; координировать международные культурные связи; обеспечивать государственную поддержку профессионального искусства.

Минкультуры России в соответствии с возложенными на него за­дачами разрабатывает совместно с федеральными органами исполни­тельной власти Российской Федерации, творческими союзами госу­дарственные программы в сфере культуры и обеспечивает их реали­зацию; организует государственную экспертизу международных, федеральных и региональных программ и проектов в сфере культуры (по поручению Правительства Российской Федерации); осуществляет государственный учет историко-культурного наследия; контролирует соблюдение органами государственного управления, юридическими и физическими лицами установленного порядка охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия.

Минкультуры России осуществляет контроль за финансово-хо­зяйственной деятельностью подведомственных организаций, отнесен­ных к федеральной собственности; участвует в реституции культур­ных ценностей, проводит информационно-рекламную работу за рубе­жом по вопросам культуры; осуществляет непосредственное руковод­ство учреждениями и организациями, находящимися в его ведении, а также контроль за эффективностью использования и сохранностью их имущества; осуществляет государственный надзор за соблюдением требований законодательства по охране и использованию культурно­го наследия и принимает меры по его защите; приобретает произве­дения изобразительного, прикладного и музыкального искусства, драматургии; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует вы­ставки, музейный и библиотечный обмен. Решения Минкультуры России по вопросам его компетенции обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, предприятия­ми, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, а также физическими лицами.

Соответствующие органы государственного управления культу­рой создаются в субъектах Российской Федерации. В их непосредст­венном ведении находится большинство объектов культуры.

Минкультуры России свою компетенцию реализует преимущест­венно в отношении объектов культуры федерального значения. Это — федеральные театральные, музейные, библиотечные, иные учреж­дения. Так, руководство федеральными библиотеками оно реализует в соответствии с федеральным Законом от 23 ноября 1994 года.* Од­нако организационно-правовой статус федеральных объектов культу­ры определяется, как правило, Правительством Российской Федера­ции. Так, им утверждено Положение о Российской государственной библиотеке, ** о Государственном академическом Малом театре Рос­сии,*** о Государственном историко-культурном Музее-заповеднике «Московский Кремль»**** и т.п.

___________________,

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 2.

** См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.3021.

*** Там же. №2. Ст. 103.

**** См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 12. Ст. 1394.

Министр культуры Российской Федерации является председате­лем специализированной Государственной комиссии по реституции культурных ценностей, созданной для урегулирования взаимных претензий России и иных государств по реституции (возвращение имущества, захваченного во время войны), предусмотренной между­народными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. Состав комиссии утверждается Правительством Россий­ской Федерации.* Правительством Российской Федерации утвержде­но Положение о Государственном своде особо важных объектов куль­турного наследия народов Российской Федерации.**

__________________

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 2. Ст.105.

** См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 25. Ст. 2710.

Министерство культуры также осуществляет функции по сохра­нению культурных ценностей страны, во взаимодействии с Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации. При этом оно руководствуется Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Оно составляет перечень культурных ценностей, подлежащих вывозу или ввозу; принимает решения о возможности вывоза (в том числе временного) культурных ценностей; обеспечивает их эксперти­зу; выдает специальные свидетельства на право вывоза культурных ценностей; контролирует соблюдение правил внешнеэкономической деятельности, относящихся к культурным ценностям; регистрирует ввозимые культурные ценности. Экспертиза культурных ценностей осуществляется Государственной экспертной комиссией Минкультуры России.

Следующим звеном системы органов государственного управле­ния в сфере культуры является Государственный комитет Россий­ской Федерации по печати (Роскомпечать), созданный в целях реа­лизации государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения. Действует он на основе положения, утвержденного Правительством Российской Феде­рации 3 марта 1994 года.*

___________________

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст.796.

В ведении Роскомпечати находятся государственные издательст­ва, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли. В структуре Комитета функционирует Управление средств массовой информации (СМИ).

Роскомпечать разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области периодической пе­чати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения; обес­печивает защиту свободы слова и независимости прессы; разрабатывает и участвует в реализации федеральных издательских программ выпуска литературы; создает условия организации и функциониро­вания федеральных, межрегиональных, региональных, местных изда­тельств, газет и журналов; содействует выполнению государственных программ приватизации в сфере своей деятельности; организует меж­дународное сотрудничество в области периодической печати, книго­издания, полиграфии и книжной торговли.

К функциям Роскомпечати относится: разработка и реализация генеральной схемы организации и функционирования отрасли; коор­динация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам своей компетенции; размещение государственных зака­зов по профилю своей деятельности; регистрация и перерегистрация периодических изданий; лицензирование издательской и полигра­фической деятельности; обращение в суд на предмет признания не­действительными свидетельств о регистрации изданий периодической печати, прекращении или приостановлении их деятельности, анну­лировании выданных лицензий на осуществление издательской и по­лиграфической деятельности; внесение письменных предупреждений учредителям или редакциям (главным редакторам) изданий периодической печати в случаях нарушения действующего законода­тельства, международных договоров. В своей деятельности Роскомпе­чать руководствуется общими положениями федерального Закона Российской Федерации от 25 января 1995 года «Об информации, ин­форматизации и защите информации».

Полиграфическая и издательская деятельность регламентирова­ны специальными правительственными актами. Так, 22 сентября 1993 года Правительство Российской Федерации приняло Постанов­ление «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации»,* в соответствии с которым открытие полиграфических предприятий осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Роскомпечатью и его территориальными органами. Одновременно утвер­ждено Положение о порядке открытия полиграфических предпри­ятий, распространяющееся на все предприятия данного профиля, не­зависимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

_________________

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст.3754.

Полиграфическая деятельность — это набор, подготовка печат­ных форм, печать и изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Лицензии на полиграфическую деятельность выдаются сроком на 5 лет. Аннулирование лицензий возможно, если они выданы с на­рушением установленного порядка их выдачи либо нарушены условия лицензии. Контроль за соблюдением установленного порядка полиграфических предприятий возложен на Роскомпечать.

Регулирование издательской деятельности на аналогичных осно­вах предусмотрено постановлением Правительства Российской Феде­рации от 17 апреля 1991 года.

Государственный комитет Российской Федерации по кинемато­графии (Роскомкино) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематогра­фии. Положение о нем утверждено Правительством Российской Фе­дерации б января 1993 года.*

________________

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 2. Ст.108.

Роскомкино способствует созданию и координации деятельности ассоциаций, советов, других организаций и объединений, призван­ных содействовать развитию российской кинематографии.

Основными задачами Роскомкино являются: разработка и реали­зация федеральных программ в области кинематографии, в том числе — по совершенствованию кинообслуживания населения; содействие развитию международных связей в области кинематографии.

Роскомкино оказывает государственную финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; коор­динирует деятельность кинорынков; осуществляет контроль за вы­полнением требований законодательства Российской Федерации по вопросам своей компетенции; принимает участие в создании фондов для поддержки российской кинематографии; издает по вопросам сво­ей компетенции нормативные акты, обязательные для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной при­надлежности и формы собственности.

Правительство Российской Федерации 28 апреля 1993 года ут­вердило Положение о регистрации кино- и видеофильмов.* Роском­кино осуществляет регистрацию художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видео­фильмов, предназначенных для публичной коммерческой и неком­мерческой демонстрации. При регистрации выдается прокатное удо­стоверение. Нарушение установленного порядка регистрации влечет отказ в выдаче удостоверения Роскомкино ведет Государственный регистр кино- и видеофильмов.

______________________

* Там же. 1993. №18. Ст. 1607.

Правительством Российской Федерации утверждены также 17 но­ября 1994 года Правила по кинообслуживанию населения.* Ими определен порядок кинообслуживания населения Российской Федера­ции, распространяющийся на все киновидеозрелищные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Киновидеообслуживание осуществляется на основе лицензий. Пуб­личная демонстрация кино- и видеофильмов без лицензии не допу­скается. Контроль в данной области возлагается на органы исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации.

________________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 31. Ст. 3282.

Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) действует на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 1994 года.* В соответствии с ним ФСТР России обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.

_______________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 240.

ФСТР разрабатывает мероприятия, направленные на реализа­цию этой политики; разрабатывает и осуществляет меры в области развития, эксплуатации, стандартизации и сертификации техничес­кой базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные и негосударственные телерадиовещательные органи­зации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиорганизаций; осуществляет руководство подведомственными организациями, предприятиями и учреждениями.

К компетенции ФСТР относится разработка долгосрочных прог­рамм и планов развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации, содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания, осуществление контроля за выполнением теле- и радиоорганизациями обязательств по лицензиям. Контрольные функ­ции и полномочия реализуются образованной в составе ФСТР Госу­дарственной технической инспекцией по телерадиовещанию.

ФСТР выступает в качестве государственного заказчика по раз­работке и формированию программ телевидения и радиовещания.

Во всех областях культурной деятельности активно действуют разнообразные организации творческих работников — ассоциации, творческие союзы, гильдии, федерации и конфедерации. Органы исполнительной власти предоставляют им возможность участвовать в разработке политики в области культуры, обеспечивают социальную защиту творческих работников, не вмешиваются в их деятельность. Для этих организаций устанавливается льготное налогообложение прибыли предприятий, находящихся в их ведении и т.п.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»,* Правительство Российской Федерации учредило Российскую государ­ственную радиовещательную компанию «Голос России», находящую­ся в ведении ФСТР, и утвердило ее устав **. Компания — государст­венное учреждение, целью которого является поиск и получение информации, производство и распространение радиопрограмм.

______________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 41. Ст. 3878.

** См.: Там же. 1996. № 3. Ст. 189.