9.4.2. Органы государственного управления культурой
Наиболее широка сфера деятельности Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России), осуществляющего государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия (все это именуется сферой культуры). Действует оно на основе Положения о нем, утвержденного Правительством Российской Федерации 6 июня 1997 года.*
__________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 24. Ст. 2762.
Минкультуры России призвано создавать условия для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации; осуществлять государственную политику в области охраны и популяризации историко-культурного наследия Российской Федерации; координировать международные культурные связи; обеспечивать государственную поддержку профессионального искусства.
Минкультуры России в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает совместно с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, творческими союзами государственные программы в сфере культуры и обеспечивает их реализацию; организует государственную экспертизу международных, федеральных и региональных программ и проектов в сфере культуры (по поручению Правительства Российской Федерации); осуществляет государственный учет историко-культурного наследия; контролирует соблюдение органами государственного управления, юридическими и физическими лицами установленного порядка охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия.
Минкультуры России осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, отнесенных к федеральной собственности; участвует в реституции культурных ценностей, проводит информационно-рекламную работу за рубежом по вопросам культуры; осуществляет непосредственное руководство учреждениями и организациями, находящимися в его ведении, а также контроль за эффективностью использования и сохранностью их имущества; осуществляет государственный надзор за соблюдением требований законодательства по охране и использованию культурного наследия и принимает меры по его защите; приобретает произведения изобразительного, прикладного и музыкального искусства, драматургии; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки, музейный и библиотечный обмен. Решения Минкультуры России по вопросам его компетенции обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, а также физическими лицами.
Соответствующие органы государственного управления культурой создаются в субъектах Российской Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры.
Минкультуры России свою компетенцию реализует преимущественно в отношении объектов культуры федерального значения. Это — федеральные театральные, музейные, библиотечные, иные учреждения. Так, руководство федеральными библиотеками оно реализует в соответствии с федеральным Законом от 23 ноября 1994 года.* Однако организационно-правовой статус федеральных объектов культуры определяется, как правило, Правительством Российской Федерации. Так, им утверждено Положение о Российской государственной библиотеке, ** о Государственном академическом Малом театре России,*** о Государственном историко-культурном Музее-заповеднике «Московский Кремль»**** и т.п.
___________________,
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 2.
** См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 32. Ст.3021.
*** Там же. №2. Ст. 103.
**** См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 12. Ст. 1394.
Министр культуры Российской Федерации является председателем специализированной Государственной комиссии по реституции культурных ценностей, созданной для урегулирования взаимных претензий России и иных государств по реституции (возвращение имущества, захваченного во время войны), предусмотренной международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация. Состав комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.* Правительством Российской Федерации утверждено Положение о Государственном своде особо важных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.**
__________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 2. Ст.105.
** См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 25. Ст. 2710.
Министерство культуры также осуществляет функции по сохранению культурных ценностей страны, во взаимодействии с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При этом оно руководствуется Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Оно составляет перечень культурных ценностей, подлежащих вывозу или ввозу; принимает решения о возможности вывоза (в том числе временного) культурных ценностей; обеспечивает их экспертизу; выдает специальные свидетельства на право вывоза культурных ценностей; контролирует соблюдение правил внешнеэкономической деятельности, относящихся к культурным ценностям; регистрирует ввозимые культурные ценности. Экспертиза культурных ценностей осуществляется Государственной экспертной комиссией Минкультуры России.
Следующим звеном системы органов государственного управления в сфере культуры является Государственный комитет Российской Федерации по печати (Роскомпечать), созданный в целях реализации государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения. Действует он на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 3 марта 1994 года.*
___________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст.796.
В ведении Роскомпечати находятся государственные издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли. В структуре Комитета функционирует Управление средств массовой информации (СМИ).
Роскомпечать разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книгораспространения; обеспечивает защиту свободы слова и независимости прессы; разрабатывает и участвует в реализации федеральных издательских программ выпуска литературы; создает условия организации и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных, местных издательств, газет и журналов; содействует выполнению государственных программ приватизации в сфере своей деятельности; организует международное сотрудничество в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книжной торговли.
К функциям Роскомпечати относится: разработка и реализация генеральной схемы организации и функционирования отрасли; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам своей компетенции; размещение государственных заказов по профилю своей деятельности; регистрация и перерегистрация периодических изданий; лицензирование издательской и полиграфической деятельности; обращение в суд на предмет признания недействительными свидетельств о регистрации изданий периодической печати, прекращении или приостановлении их деятельности, аннулировании выданных лицензий на осуществление издательской и полиграфической деятельности; внесение письменных предупреждений учредителям или редакциям (главным редакторам) изданий периодической печати в случаях нарушения действующего законодательства, международных договоров. В своей деятельности Роскомпечать руководствуется общими положениями федерального Закона Российской Федерации от 25 января 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации».
Полиграфическая и издательская деятельность регламентированы специальными правительственными актами. Так, 22 сентября 1993 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации»,* в соответствии с которым открытие полиграфических предприятий осуществляется на основе лицензий, выдаваемых Роскомпечатью и его территориальными органами. Одновременно утверждено Положение о порядке открытия полиграфических предприятий, распространяющееся на все предприятия данного профиля, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
_________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст.3754.
Полиграфическая деятельность — это набор, подготовка печатных форм, печать и изготовление тиражей печатных изданий любого вида. Лицензии на полиграфическую деятельность выдаются сроком на 5 лет. Аннулирование лицензий возможно, если они выданы с нарушением установленного порядка их выдачи либо нарушены условия лицензии. Контроль за соблюдением установленного порядка полиграфических предприятий возложен на Роскомпечать.
Регулирование издательской деятельности на аналогичных основах предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1991 года.
Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Роскомкино) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии. Положение о нем утверждено Правительством Российской Федерации б января 1993 года.*
________________
* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 2. Ст.108.
Роскомкино способствует созданию и координации деятельности ассоциаций, советов, других организаций и объединений, призванных содействовать развитию российской кинематографии.
Основными задачами Роскомкино являются: разработка и реализация федеральных программ в области кинематографии, в том числе — по совершенствованию кинообслуживания населения; содействие развитию международных связей в области кинематографии.
Роскомкино оказывает государственную финансовую поддержку производству и прокату отечественных кино-, видеофильмов; координирует деятельность кинорынков; осуществляет контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации по вопросам своей компетенции; принимает участие в создании фондов для поддержки российской кинематографии; издает по вопросам своей компетенции нормативные акты, обязательные для всех органов и организаций кинематографии независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Правительство Российской Федерации 28 апреля 1993 года утвердило Положение о регистрации кино- и видеофильмов.* Роскомкино осуществляет регистрацию художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации. При регистрации выдается прокатное удостоверение. Нарушение установленного порядка регистрации влечет отказ в выдаче удостоверения Роскомкино ведет Государственный регистр кино- и видеофильмов.
______________________
* Там же. 1993. №18. Ст. 1607.
Правительством Российской Федерации утверждены также 17 ноября 1994 года Правила по кинообслуживанию населения.* Ими определен порядок кинообслуживания населения Российской Федерации, распространяющийся на все киновидеозрелищные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Киновидеообслуживание осуществляется на основе лицензий. Публичная демонстрация кино- и видеофильмов без лицензии не допускается. Контроль в данной области возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
________________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 31. Ст. 3282.
Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР) действует на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 1994 года.* В соответствии с ним ФСТР России обеспечивает реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществляет контроль за техническим качеством вещания.
_______________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 240.
ФСТР разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию этой политики; разрабатывает и осуществляет меры в области развития, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевидения и радиовещания; регистрирует и лицензирует государственные и негосударственные телерадиовещательные организации; координирует деятельность общероссийских и региональных телерадиорганизаций; осуществляет руководство подведомственными организациями, предприятиями и учреждениями.
К компетенции ФСТР относится разработка долгосрочных программ и планов развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации, содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания, осуществление контроля за выполнением теле- и радиоорганизациями обязательств по лицензиям. Контрольные функции и полномочия реализуются образованной в составе ФСТР Государственной технической инспекцией по телерадиовещанию.
ФСТР выступает в качестве государственного заказчика по разработке и формированию программ телевидения и радиовещания.
Во всех областях культурной деятельности активно действуют разнообразные организации творческих работников — ассоциации, творческие союзы, гильдии, федерации и конфедерации. Органы исполнительной власти предоставляют им возможность участвовать в разработке политики в области культуры, обеспечивают социальную защиту творческих работников, не вмешиваются в их деятельность. Для этих организаций устанавливается льготное налогообложение прибыли предприятий, находящихся в их ведении и т.п.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»,* Правительство Российской Федерации учредило Российскую государственную радиовещательную компанию «Голос России», находящуюся в ведении ФСТР, и утвердило ее устав **. Компания — государственное учреждение, целью которого является поиск и получение информации, производство и распространение радиопрограмм.
______________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 41. Ст. 3878.
** См.: Там же. 1996. № 3. Ст. 189.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура