logo
alehin_karmolickiy_Админа

2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу совести, свободу вероисповедания. Граждане могут пользо­ваться правом на свободу вероисповедания индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим основные параметры право­вого положения таких объединений, является Закон РСФСР от 25 октября 1990 года «О свободе вероисповедания».* Он отражает прин­ципиальные позиции государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по отношению к государст­ву, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих объединений.

___________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1990. № 21. Ст. 240; см. также Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 5 Ст. 346.

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу вероисповедания, во-вторых, не до­пустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.

В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство, хотя и опре­деляет правовой режим осуществления права на свободу совести, сво­боду вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и долж­ностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

На территории Российской Федерации не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государст­венной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объ­единений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства.

Регистрация уставов (положений) входит в исключительную ком­петенцию Министерства юстиции Российской Федерации, органов уп­равления в области юстиции субъектов Российской Федерации по правилам, установленным законом.

Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (по­ложений); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политичес­ких партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим дея­тельность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объеди­нениям.

Служители культа и члены религиозных объединений признают­ся субъектами определенных нарушений законодательства о религи­озных культах.

Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объеди­нения в целом.

При Президенте Российской Федерации создан Совет по взаимо­действию с религиозными объединениями. Он является консульта­тивным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духов­ной культуры общества*.

____________________________

* Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации // Российская газета. 1995. 30 августа.