9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
Единая номенклатура и типовые категории учреждений здравоохранения утверждаются Минздравом России.
К учреждениям здравоохранения, занимающимся непосредственным медицинским обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, относятся стационарные и амбулаторные учреждения. Их основными типами являются лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинские. Конкретными разновидностями учреждений здравоохранения являются поликлиники, больницы, диспансеры разного профиля, родильные дома, санитарно-эпидемиологические центры, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях, учреждениях и др.
В соответствии с системами здравоохранения они подразделяются на три категории: государственные, муниципальные и частные. В свою очередь, государственные учреждения подразделяются на федеральные и субъектов Российской Федерации.
Учреждения государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами. Они действуют в соответствии с нормативными актами по вопросам здравоохранения с учетом того, акты каких органов на них распространяются; например, федеральные учреждения — на основании федеральных актов и т.п.
Исходным в административно-правовом положении учреждений здравоохранения являются их взаимоотношения с вышестоящими органами исполнительной власти. Отдельные учреждения здравоохранения различаются своими формами собственности и задачами, а также своим административно-правовым положением.
Учреждения государственной системы здравоохранения находятся, как правило, в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих деятельность этих учреждений. Государственные органы назначают и освобождают от должности руководителей таких учреждений и т.д. Муниципальные и частные учреждения, будучи неподведомственными государственным органам управления здравоохранением, тем не менее, подконтрольны им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения ими правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения.
Учреждения здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Они получают лицензию на основании сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам. Если учреждение оказывает медицинскую помощь по нескольким профилям, в лицензии указывается отдельно каждый вид деятельности.
Лицензии и сертификаты выдаются лицензионными комиссиями, создаваемыми государственными органами субъектов Российской Федерации. По их поручению лицензии и сертификаты выдаются администрацией местного самоуправления.
Лицензионные комиссии вправе лишать лицензий или приостанавливать их действие при несоблюдении учреждениями требований государственных стандартов и качества медицинской помощи.
Государственные учреждения призваны оказывать бесплатную медицинскую помощь. Но в последнее время они получили право на оказание платных медицинских услуг на основе договоров с предприятиями, учреждениями и организациями их работникам, а также отдельным гражданам. Хотя в принципе это не совсем согласуется со статусом учреждений государственной системы здравоохранения, финансируемых из государственных бюджетов.
Правовыми актами определяются права граждан в области здравоохранения и обязанности работников медицинских учреждений, а также права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников.
Права граждан расписаны применительно к гражданам вообще и их особым группам (занятых отдельными профессиональными видами работ, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, лиц пожилого возраста и др.).
Условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина. Если гражданин по состоянию здоровья не может выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении решает консилиум, непосредственно лечащий врач. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет и недееспособных граждан, дают их законные представители.
Гражданин или законный представитель вправе отказаться от медицинского вмешательства.
Оказание медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) допускается в отношении лиц и в случаях, определенных законодательством. Например, освидетельствование и госпитализация лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, проводится в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании».
Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия или по решению суда.
Вместе с тем, административным правом предусматриваются определенные обязанности граждан, связанные не только с медицинским обслуживанием и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но и с другими обстоятельствами. Например, гражданин обязан пройти медицинское обследование при заражении или при наличии признаков заражения определенными болезнями; произвести предохранительные прививки (вакцинацию); пройти рентгеновское обследование при заболевании туберкулезом легких. В установленных случаях необходимо обследование при поступлении на определенные виды работ и периодическое переосвидетельствование выполняющих их работников; периодические освидетельствования на состояние здоровья школьников, освидетельствование при призыве в армию и т.д.
Специальными законами регулируются вопросы донорства, изъятие органов и тканей человека для трансплантации.
Важнейшим специальным правовым актом, направленным на охрану здоровья населения, является федеральный Закон от 24 февраля 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ—инфекции)».* Им установлены гарантии государства по профилактике, бесплатному предоставлению всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, то есть зараженным вирусом иммунодефицита человека, социально-бытовой помощи им и др.
____________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 14. Ст. 1212.
Законом регламентируются добровольное и обязательное медицинское освидетельствование, последствия выявления ВИЧ-инфекции, права ВИЧ-инфицированного; установлены обязанности администраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения создавать условия для реализации закрепленных законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
Нарушение этого Закона может влечь за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Государственный контроль за деятельностью физических и юридических лиц, направленный на реализацию мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, осуществляют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Правовыми актами допускается частная медицинская практика, а также занятие народной (целительской) медициной. Порядок и условия их осуществления регламентируются законодательством и иными правовыми актами.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура