logo
alehin_karmolickiy_Админа

2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребно­стей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически властными полномочиями и не являются субъ­ектами управления.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их на­значению.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, ком­мерческая организация.* Она занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

________________________

* Коммерческой признается организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Учреждение — некоммерческая организация,** выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводст­венного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.). Различия между предприятиями и учреж­дениями коренятся в содержании и результатах их основной деятель­ности. Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует вы­полнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, нао­борот, учреждения могут выполнять работу, характерную для пред­приятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные про­изводственные подразделения).

___________________

* Некоммерческой признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве активной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ)

В Гражданском кодексе Российской Федерации обозначены «госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), от­несенные к разновидностям коммерческих организаций и органи­зационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданско­го права.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных, они относятся к корпоративным организациям (см. главу 4 ГК РФ). С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подоб­ные организации сферы производства и обращения.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наде­лено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом послед­ствиями. Имущество же иных коммерческих организаций принад­лежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

Унитарные предприятия могут учреждать в качестве юридичес­ких лиц дочерние предприятия.

В ГК РФ предприятие рассматривается также как определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления пред­принимательской деятельности (ст. 132) — объект гражданского права.

Следовательно, понятие предприятия по ГК РФ является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового ре­жима имущества, закрепленного за ним собственником, и на призна­нии предприятием определенного имущественного комплекса.

Однако коммерческие организации являются субъектами и объек­тами других отраслей права (административного, финансового, трудо­вого и др.). Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций независимо от их организационно-право­вых форм как юридических лиц.* Но уже имеются акты, в которых отражена дифференциация организаций, данная в ГК РФ.

______________________

*Термин «предприятие» относится также ко всем коммерческим организациям, ес­ли иное не вытекает из текста.

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от:

а) видов собственности — на частные, государственные и муни­ципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации; муниципальные — районного, го­родского, поселкового и сельского значения;

б) от организационно-правовых форм коммерческих организа­ций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с огра­ниченной ответственностью, общества с дополнительной ответствен­ностью, открытые и закрытые акционерные общества; государствен­ные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.

При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Они в зависимости от объема и харак­тера полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом подразделяются на унитарные предприятия, основанные на праве хо­зяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на пра­ве оперативного управления, являющиеся федеральными казенными предприятиями..

Многообразны виды предприятий, определяемые их отраслевой производственно-технологической специализацией. Различают:

промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудни­ки, комбинаты и др.

сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др;

строительные предприятия — строительные управления, коо­перативы, мостостроительные поезда и др;

транспортные предприятия — железные дороги, отделения же­лезных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транс­порта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспор­та; территориальные управления трубопроводного транспорта и т.д.;

предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, теле­фонные станции и др.;

торговли — универмаги, гастрономы, различные специализи­рованные магазины;

жилищно-коммунальные предприятия — жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления, тепло­емкости, энергосети и др.

В зависимости от организационно-правового статуса можно раз­личать предприятия, входящие и не входящие в систему органов уп­равления, других образований.

По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых органи­зационных систем.

Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, орга­нично связанные между собой технологически в едином производст­венном процессе. Например, предприятия железнодорожного транс­порта основной деятельности находятся в иерархическом подчинении органов системы Министерства путей сообщения, осуществляющих по определенным вопросам оперативное руководство этими предприя­тиями.

Принудительное включение предприятий, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные системы, противоречит закону.

ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору меж­ду собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в Целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Вхо­дящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою са­мостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляе­мые непосредственно собственником и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. «г» ст. 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собст­венностью. В свою очередь Правительство Российской федерации своим постановлением от 10 февраля 1994 года «О делегировании пол­номочий Правительства Российской Федерации по управлению и рас­поряжению объектами федеральной собственности»* делегировало ряд указанных полномочий Государственному комитету Российской Фе­дерации по управлению государственным имуществом и органам, осу­ществляющим координацию и регулирование деятельности в соответ­ствующих отраслях или сферах управления.

________________________

* 1 Собрание актов Президента и Правительства Российской Aедерации. 1994. № 8. Ст 593.

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредото­чены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, куль­туры, иностранных дел и т.д. Например, в Законе Российской феде­рации от 10 июля 1995 года «Об образовании»,* Основах законода­тельства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года,*** Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года ****и др.

Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выпол­нении определенного вида деятельности (учреждения здравоохра­нения, учреждения образования и т.д.).

____________________

* Российская газета. 1996. 23 января.

** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 33. Ст. 1318.

*** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.

**** Российская газета. 1995. 25 мая.

Однако ГК РФ признает учреждениями также организации, вы­полняющие управленческие функции, то есть органы управления. А Закон Российской Федерации от 14 апреля 1995 года «Об обществен­ных объединениях» выделяет негосударственные учреждения в раз­новидность общественных объединений.