9.1.2. Организационные формы управления образованием
Функции управления образованием выполняют различные органы: а) государственные органы, б) местные (муниципальные) органы.
К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием относятся:
1. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;
2. Федеральные ведомственные органы управления образованием. Ведомственные в том смысле, что они управляют только подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер деятельности этих органов; управление образованием не является их основным назначением;
3. Органы государственного управления образованием субъектов Российской Федерации.
Государственные органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов исполнительной власти по согласованию с законодательными (представительными) органами.
Муниципальные органы управления образованием создаются решениями соответствующих органов местного самоуправления.
Именно так решается вопрос в федеральном Законе об образовании, но юридически не совсем точно. Во-первых, не совсем ясно, каким органом исполнительной власти принимается решение о создании федеральных органов управления образованием. Ведь оно может быть принято Президентом Российской Федерации, отнесение которого к органам исполнительной власти проблематично, во-вторых, на местном уровне могут функционировать не только органы местного самоуправления, но и местные государственные органы. Следовательно, они тоже располагают определенными полномочиями в управлении образованием.
Федеральным государственным органом, специально созданным для управления образованием в масштабе страны, является Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России).
На все органы государственного управления образованием возложено обязательное осуществление в области образования следующих функций: разработка и реализация федеральных и международных программ; разработка образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; формирование структуры системы образования; разработка перечней профессий, направлений и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах; контроль исполнения законодательства Российской Федерации, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.
Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования и (или) его устава государственные органы управления образованием вправе приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда.
В качестве федерального органа исполнительной власти Минобразование России, в соответствии с положением о нем, проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования, а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования. На него возложена координация деятельности в сфере образования и иных федеральных органов исполнительной власти.
Главными наиболее специализированными его задачами и функциями непосредственно нацеленными на решение задач образования, являются следующие: осуществление государственной политики в сфере образования; разработка и реализация системы управления научной деятельностью в учреждениях и организациях сферы образования; реализация кадровой политики в сфере образования и научной деятельности; информатизация сферы образования; организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в СНГ.
В ключе основных задач Минобразование России разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует ее выполнение; разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования, а также типовые положения об образовательных учреждениях. Оно определяет перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка;
координирует деятельность государственных образовательных учреждений по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям) .
Минобразование России наделено и многими другими полномочиями в решении вопросов, имеющих общее принципиальное значение для образования в стране. Так, оно устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Ему поручена разработка государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов; установление федеральных требований к содержанию образования и разработке общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.
Минобразование России утверждает положения о государственной аттестации выпускников образовательных учреждений; разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования или квалификации, устанавливает порядок их выдачи.
Данным Министерством устанавливается порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также осуществляется лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство образования Российской Федерации выполняет разнообразные задачи и функции в области подготовки научно-педагогических кадров, подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, профессионального обучения и переобучения высвобождающегося и незанятого населения.
Вышеназванные задачи и функции имеют общее значение, следовательно, они распространяются также и на подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения. Вместе с тем оно обладает по отношению к таким учреждениям рядом специальных полномочий. Оно вправе создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать подведомственные учреждения, устанавливать для них ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся и т.п.
Минобразованию России предоставлено право осуществлять в пределах установленной компетенции инспектирование образовательных органов управления образованием на территории Российской Федерации.
Минобразование России вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, а также подведомственные ему учреждения и организации.
Свои задачи и функции Минобразование России должно осуществлять во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления, профильными научными организациями, общественными объединениями.
В субъектах Российской Федерации в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках — министерства или комитеты, в других субъектах — департаменты, главные управления, отделы образования. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом. Здесь нет таких предпосылок, какие имеются на федеральном уровне, для создания двух специализированных органов образования. Ибо задачи и функции управления деятельностью в области образования локализованы пределами территорий субъектов Российской Федерации, ведающими сравнительно небольшим числом образовательных учреждений вообще и отдельных их видов в частности (вузов и др.). Это не исключает того, что в отдельных субъектах Российской Федерации могут быть свои решения вопросов непосредственного подчинения тех или иных конкретных образовательных учреждений.
Органы управления образованием создаются в том же порядке, в каком и другие отраслевые органы. А общая для всех органов управления образованием компетенция осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.
К компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации относится: осуществление федеральной политики в области образования; разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных, региональных особенностей; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных органов соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса; организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин; организация подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования и контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и др.
Закон об образовании относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием. При этом приоритет в осуществлении функций межотраслевого характера, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудничества по соответствующим вопросам определены действующими нормативными актами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса. Например, Минобразования России разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов Российской Федерации программы в сфере образования, но отвечает за это дело в конечном счете данное Министерство.
Руководство образовательными учреждениями, подведомственными специализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др., либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура