logo search
alehin_karmolickiy_Админа

8.6.4. Организация налогового дела

Налоги — основной источник формирования доходной части Го­сударственного бюджета. Поэтому организации налогового дела в последние годы уделяется существенное нормативно-правовое внима­ние. 27 декабря 1991 года был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»*, 21 марта 1991 года — Закон «О государственной налоговой службе РСФСР»** , 31 декабря 1991 года Указом Президента Российской Федерации было утверждено «Поло­жение о государственной налоговой службе Российской Федерации»***, 24 июня 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции»**** и, наконец, 11 октября 1993 года Правительством Россий­ской Федерации утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации.***** Таковы организационно-правовые основы налогового дела.

_____________________

* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 11. Ст. 527.

** Там же. 1991. № 15. Ст. 492.

*** Российская газета. 1992. 13 января.

****См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114.

*****См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 47. Ст.4530.

Государственная налоговая служба Российской Федерации яв­ляется единой системой контроля за соблюдением налогового законо­дательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обяза­тельных платежей. Она состоит из центрального республиканского органа государственного управления (Государственной налоговой службы, являющейся федеральным органом исполнительной власти) и государственных налоговых инспекций в субъектах Российской Федерации и системе местного самоуправления, звенья которой явля­ются юридическими лицами. Указанная система подчинена Президе­нту и Правительству Российской Федерации. Ее глава имеет ранг фе­дерального министра.

Основные функции Государственной налоговой службы: конт­роль за изданием министерствами и ведомствами и другими органи­зациями нормативных документов, связанных с налогообложением, и в необходимых случаях постановка вопроса об отмене не соответству­ющих действующему законодательству актов; возврат излишне взы­сканных и уплаченных налогов в бюджет через банки и иные фина­нсово-кредитные органы; проведение проверок денежных документов в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях любой формы собственности, у граждан, включая иностран­цев и лиц без гражданства; обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков; изъятие у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (заниже­нии) прибыли (дохода) от налогообложения; приостановление опера­ций предприятий, учреждений, организаций и граждан в случае не­представления бухгалтерских отчетов и других документов по исчис­лению и уплате налогов.

Проверки оформляются актами, в которых отражаются выявлен­ные нарушения и даются указания об их устранении. Одновременно в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, возбуждается дело о привлечении их к административной ответствен­ности.

Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресе­кать налоговые преступления и правонарушения; предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах. Руководство единой централизованной системой органов налоговой полиции по выполнению возложенных на нее задач осуществляет в настоящее время Федеральная служба налоговой полиции (ФНП России)* , являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Систему налоговой полиции составляют также органы налоговой полиции в субъектах Российской Федерации (департаменты, управления, отде­лы — например, районные и межрайонные).

_________________

* Прежнее название — Департамент.

Организационно-правовой статус службы определен Положени­ем о нем. Основные ее задачи и полномочия и ее территориальных и местных органов заключаются в обеспечении безопасности деятель­ности государственных налоговых инспекций; в проверке заявлений и иной информации о налоговых правонарушениях; в осуществлении в пределах своей компетенции производства по делам о налоговых правонарушениях; в проведении оперативно-розыскных мероприя­тий; в приостановлении сроком на один месяц операций налогопла­тельщиков при непредставлении необходимых документов об исчис­лении и уплате налогов; в проверке у граждан и должностных лиц удостоверяющих личность документов при наличии достаточных ос­нований подозревать их в совершении преступления или администра­тивного правонарушения; в составлении протоколов об администра­тивных правонарушениях; в осуществлении административного за­держания; в наложении административного ареста на имущество юридических и физических лиц с его последующей реализацией в случаях невыполнения ими обязанностей по уплате налогов. Адми­нистративная ответственность виновных выражается в наложении штрафа в размере до стократного установленного законом минималь­ного размера месячной оплаты труда.

Службу возглавляет директор, назначаемый на должность Пре­зидентом Российской Федерации.