logo search
alehin_karmolickiy_Админа

10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной

Под обороной Российской Федерации понимается система поли­тических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженно­го нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

Основным правовым актом, закрепляющим основы организации обороны Российской Федерации, является Закон Российской Федера­ции от 24 апреля 1996 года «Об обороне».*

___________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.

Организация обороны включает правовое регулирование вопро­сов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную по­литику и доктрину; военное строительство и поддержание в необхо­димой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение меро­приятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки; обеспечение военной тайны и др.

Основой обороны являются Вооруженные Силы Российской Фе­дерации, которые призваны защищать суверенитет, территориаль­ную целостность, другие важные интересы Российской Федерации в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации (например, в качестве миротворческих сил).

«Основные положения военной доктрины Российской Федера­ции»,* введенные в действие Указом Президента Российской Феде­рации от 2 ноября 1993 года,** предусматривают возможность приме­нения в установленных случаях Вооруженных Сил на территории Российской Федерации, например, в случаях противоправной дея­тельности националистических и других организаций, направленной на дестабилизацию внутренней обстановки в России, попытки насильственного свержения конституционного строя, создания незакон­ных вооруженных формирований и др.

___________________

* См.: Российские вести. 1993. 18 марта.

**Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 45. Ст. 4329.

Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войска Федеральной пограничной службы России, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинские подразделения Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации, войска правительственной связи, вой­ска гражданской обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, железнодорожные войска Россий­ской Федерации и другие воинские подразделения. Управление в об­ласти обороны строится на началах жесткой централизации, едино­началия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Пре­зидент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокоманду­ющим Вооруженными Силами (ст. 87 Конституции Российской Феде­рации), а также Правительство Российской Федерации.

Президент Российской Федерации определяет основные направ­ления военной политики Российской Федерации, утверждает воен­ную доктрину Российской Федерации, объявляет состояние войны, вводит на территории Российской Федерации военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; отдает приказ Вооруженным силам Российской Федерации о ведении военных действий; утверждает концепцию, планы строительства. применения, дислокации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также их структуру и состав; присваиваем высшие воинские звания; издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил и т.п.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Оно несет ответственность, в пределах своей компетенции, за состояние и обеспечение Вооруженных Сил других войск и воинских формирований, организует оснащение их необходимым вооружением и военной техникой, материальным средствами, энергетическими и другими ресурсами по заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, мобилизационных планов, планов накопления мобилизационных ресурсов; осуществляет деятельность по социальному обеспечению военнослу­жащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей; утверж­дает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложе­но на Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Оно является федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготов­ность, воинскую дисциплину, подчиняясь в своей деятельности Пре­зиденту Российской Федерации.

В процессе своей деятельности Минобороны России участвуют в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации; разрабатывает концепцию строи­тельства Вооруженных Сил Российской федерации, федеральную го­сударственную программу вооружения и развития военной техники, предложения по государственному оборонному заказу; заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техни­ки, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил; обеспечивает мобилизацион­ную готовность Вооруженных Сил, а также социальную защиту воен­нослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и т.п.

Оперативное управление Вооруженными Силами осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил. Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» содержанием его деятельности является раз­работка предложений по военной доктрине Российской Федерации, плана применения Вооруженных Сил, федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Феде­рации в целях обороны, мобилизационных планов. Он осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; те­кущее и перспективное планирование обеспечения основными вида­ми вооружения, военной техники и другими материальными средст­вами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил; организу­ет проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизаци­онной готовности Вооруженных Сил и др.

Важная роль в организации обороны и руководстве Вооруженны­ми Силами принадлежит Совету обороны Российской Федерации. Со­гласно Положению о Совете Обороны Российской Федерации, утвер­жденному Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года, он является постоянно действующим совещательным ор­ганом , осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области военного строительства, реализацию важнейших решений Совета безопасности Российской Федерации по стра­тегическим вопросам, мер по подготовке к защите Российской Феде­рации от вооруженного нападения либо непосредственной защите Российской Федерации от вооруженного нападения, выработку общей концепции военного строительства. На него возложены координация и контроль деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, определение их задач, состава и численности.

_____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3699.

Совет рассматривает также вопросы разработки концепции воен­ного строительства, правового регулирования в области военного строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил и др.

Решения Совета обороны по важнейшим вопросам реализуются в жизнь указами и распоряжениями Президента Российской Феде­рации.

В организации обороны и руководстве Вооруженными Силами значительное место отводится военным советам, которые создаются Президентом Российской Федерации. Они действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях. В процессе своей деятельности военные сове­ты разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государ­ственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, с выполнением мероприятий по под­держанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения пра­вопорядка, воинской дисциплины.

Военные советы тесно взаимодействуют с органами государствен­ной власти по вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны, социально-правовой защиты военнослужащих, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и т.д.*

______________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 36 Ст. 3390.

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил суще­ствуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Воо­руженных Сил Российской Федерации на соответствующем страте­гическом направлении. В пределах своих границ военные округа осу­ществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны стра­ны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота Российской Федерации. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соот­ветствующие штабы, управления, отделы округа (флота).

Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.

В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах Российской Федерации, горо­дах и районах, возглавляемые военными комиссарами. Военные ко­миссары осуществляют учет военнообязанных, организуют проведе­ние призывов на военную службу, военные сборы, а также работу с людьми, пожелавшими служить в Вооруженных Силах по контракту.

Они занимаются также вопросами подготовки молодежи к воен­ной службе, проводят оборонно-массовые, военно-патриотические мероприятия. В связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации одним из важных направлений их деятельности является оказание помощи уволенным офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей в трудоустройстве, получении жилья, решении дру­гих социальных вопросов.