10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности»* безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание безопасности предполагает функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее, а также использование в целях достижения безопасности соответственно мер экономического, политического, военного, организационного, экологического и иного характера.
____________________
* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.
Обеспечение безопасности достигается деятельностью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, в которые входят Вооруженные Силы, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, органы внутренних дел, налоговая служба, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.
В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государством образуются специальные органы обеспечения безопасности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «О безопасности» общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента Российской Федерации. Он контролирует и координирует деятельность органов обеспечения безопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами безопасности. Оно организует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными ему органами, а также субъектами Российской Федерации.
Важное место в системе органов обеспечения безопасности занимает Совет безопасности Российской Федерации, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации.
Положением о Совете безопасности на него возложена подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Являясь совещательным органом при Президенте Российской Федерации, Совет безопасности на своих заседаниях рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, экологической, информационной и иных видов безопасности.
Совет безопасности разрабатывает основные направления стратегии безопасности Российской Федерации, рекомендации Президенту Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности, предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности.
На него возложено создание надежно действующей системы обеспечения Президента Российской Федерации достоверной, объективной и качественной информацией о состоянии безопасности Российской Федерации; организация разработки федеральных программ в данной области, а также оценка их эффективности.
Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам претворяются в жизнь указами Президента Российской Федерации.*
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 29. Ст. 3479.
В систему специальных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены в Законе Российской Федерации от 22 февраля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»* и в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 года.**
_______________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.
**Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2453.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, в которую входят управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках), которые непосредственно подчиняются в своей деятельности ФСБ России.
Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность и борьба с организованной преступностью.
К основным задачам ФСБ России относится: информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской федерации; добывание разведывательной информации в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического, оборонного потенциала; обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну; организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, а также с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и др.
Выполняя свои задачи, ФСБ России участвует в разработке и реализации государственных программ обеспечения безопасности Российской Федерации; на основе прогнозов развития внутриполитической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране разрабатывает предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации и т.д.
На ФСБ России и ее органы возложены и другие функции, которые осуществляются ими во взаимодействии с государственными органами и организациями, общественными объединениями и гражданами.
Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки Российской Федерации, основы организации и деятельности которых закреплены в Законе Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О внешней разведке».*
__________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 13.
В систему органов внешней разведки входит Служба внешней разведки Российской Федерации, органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации, органы внешней разведки Федеральной пограничной службы (ФПС) Российской Федерации. Перечисленные органы осуществляют свою деятельность путем добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Обработанная органами внешней разведки информация направляется Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, которая необходима им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологических областях; обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная информация в отдельных случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, может предоставляться федеральным органам исполнительной и судебной власти, федеральным органам исполнительной власти, входящим в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации, а также предприятиям, учреждениям и организациям.
Органы внешней разведки имеют свои сферы разведывательной деятельности. Так, Служба внешней разведки осуществляет свою деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; орган внешней разведки Минобороны России в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах; орган внешней разведки ФАПСИ при Президенте Российской Федерации — в политической, экономической, военной и научно-технической сферах; орган внешней разведки ФПС Российской Федерации — в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Специальным органом обеспечения безопасности является Федеральная служба охраны Российской Федерации, задачи и полномочия которой закреплены в Законе Российской Федерации от 24 апреля 1996 года «О государственной охране»,* а также Служба безопасности Президента Российской Федерации, задачи которой определены названным Законом, а также Положением о Службе безопасности президента Российской Федерации.**
____________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.
** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1965.
Объектами охраны указанных служб являются Президент Российской федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, руководители обеих палат Федерального Собрания, председатели Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации. При необходимости по решению Президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и Федеральным государственным служащим. На эти службы возложено также обеспечение безопасности глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории Российской Федерации.
Основными задачами названных служб является: прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; защита охраняемых объектов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и др.
К органам обеспечения безопасности относится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, основной функцией которой является координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны.*
_________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4, ст. 268.
Перечисленные органы в соответствии с Законом от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»* в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года.**
_________________
* Российская газета. 1993. 21 сентября.
** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4775.
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура