logo search
alehin_karmolickiy_Админа

10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.5) за­щита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне».

Установлено, что все мужчины — граждане Российской Федера­ции — обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В отдельных случаях, предусмотренных за­коном, вместо военной службы граждане могут пройти альтернатив­ную службу, правовые основы организации и прохождения которой, к сожалению, еще не получили достаточно полного своего закрепле­ния. Женщины в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие медицинскую подготовку или прошедшие специальную военную подготовку, могут проходить военную службу в добровольном порядке, на основе заключения контракта.

Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и во­енной службе» закреплена смешанная система комплектования Воо­руженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на военную службу. Служба по контракту по ряду причин, прежде всего экономических, еще не получила дол­жного развития.

На действительную военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Для проведения организованного призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организа­ция медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призы­ву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального реше­ния. Такими решениями могут быть: а) о призыве гражданина на во­енную службу; б) о направлении на альтернативную службу; в) о предоставлении отсрочки от призыва; г) об освобождении от воинс­кой обязанности.

Комиссия принимает также решение о виде, роде войск Воору­женных Сил или других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта Российской Федерации либо в суд.

Контрактная система комплектования Вооруженных Сил пред­полагает добровольное заключение письменного контракта о прохож­дении военной службы между гражданином и Минобороны России. Предварительно гражданин подлежит медицинскому освидетельство­ванию. Он должен соответствовать также требованиям, установлен­ным в законе по общеобразовательному цензу; по уровню професси­ональной подготовки; по морально-психологическим качествам; по выполнению нормативов физической подготовки. Только при соот­ветствии предъявляемым требованиям и состояния здоровья гражда­нин может заключить контракт о прохождении военной службы.

Законом закреплено три вида контрактов: 1) контракт о прохож­дении военной службы в кадрах Вооруженных Сил; 2) контракт о прохождении военной службы в кадрах конкретной воинской части; 3) контракт о прохождении военной службы на конкретной должнос­ти в конкретной воинской части.

Успешное комплектование Вооруженных Сил Российской Феде­рации в значительной мере зависит от организации подготовки моло­дежи к военной службе. Эту подготовку, которая предусматривает получение необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области гражданской обороны, занятия прикладными видами спорта, овладение военными специальностями и т.д., граждане могут получить в гражданских об­разовательных учреждениях на факультативной основе с их согласия и согласия их родителей. Такой порядок подготовки молодежи к во­енной службе закреплен Законом Российской федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции Закона Российской Феде­рации от 12 июля 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».*

_________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.