logo search
alehin_karmolickiy_Админа

8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов

Природоохранное законодательство и иные правовые нормы, действующие в данной сфере, выделяют полномочия соответству­ющих государственных органов по осуществлению государственного экологического контроля, экологического мониторинга и экологичес­кой экспертизы.

Государственный экологический контроль заключается в наб­людении за состоянием окружающей природной среды и ее измене­ниями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также за соблюдением требований природоохранных норм и правил. Следует учитывать, что по своей юридической природе это — администра­тивный контроль (надзор), так как его задачи и соответствующие им полномочия практически реализуются исполнительными органами и представляющими их должностными лицами.

Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окру­жающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. По своей сути он является элементом системы государственного контроля в области использования и охраны природных ресурсов.

Государственная экологическая экспертиза — специфический вид экологического контроля. Цель экспертизы — проверка соответ­ствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Экспертизе подлежат проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, проекты комплексных схем использования и охраны земельных, водных, лесных и других природных ресурсов и т.д. Экспертное заключение содержит оценку объекта экспертизы и вывод о допустимости и возможности его реализации. Отрицательное решение влечет за собой доработку ма­териалов по объекту и представление их на повторную экспертизу. Положение о государственной экологической экспертизе утверждено Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 года.*

______________________

* См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст.3621.

Экологические контроль, мониторинг и экспертиза составляют главное содержание государственной службы наблюдения за состо­янием природной среды.

В связи с реорганизацией системы исполнительных органов, дей­ствующих в сфере природопользования и охраны природных ресур­сов, в настоящее время названная государственная служба представ­лена преимущественно Министерством природных ресурсов Россий­ской Федерации и Государственным комитетом Российской Федера­ции по охране окружающей среды.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации осу­ществляет в пределах своей компетенции государственный геологи­ческий контроль за геологическим изучением, рациональным исполь­зованием и охраной недр и водных объектов; ведет наблюдение за со­стоянием недр и мониторинг водных объектов; обеспечивает контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий и предотвращает самовольное пользование недрами и вод­ными объектами; осуществляет государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, проектно-сметной документации на проведе­ние работ по геологическому изучению недр; осуществляет надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохра­нилищ, накопителей сточных вод; обеспечивает контроль за уровнем загрязнения подземных вод; ведет государственный мониторинг вод­ных объектов, а также государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйст­венных объектов; участвует в организации проведения государствен­ной экологической экспертизы по объектам, связанным с использо­ванием природных ресурсов и воздействием на природную среду.

Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды осуществляет в пределах своей компетенции го­сударственный экологический контроль и государственную экологи­ческую экспертизу; организует мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинг животного и растительного мира (кроме лесов); осуществляет общее руководство единой государственной системой экологического мони­торинга; контролирует выполнение требований, содержащихся в за­ключениях государственной экологической экспертизы и т.д.

При этом Минприрода как субъект государственного экологичес­кого контроля действует в области рационального использования и охраны тех видов природных ресурсов, которые применяются в эко­номике страны. Это, как отмечалось, недра и воды. В систему Минис­терства природных ресурсов вошли территориальные и специализи­рованные органы бывшего Комитета Российской федерации по гео­логии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству (бас­сейновые водохозяйственные управления и т.п.).

Госкомэкология восприняла функции и полномочия бывшего Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также (частично) — Государственного комитета по рыболовству. В его системе — специализированные природоохранные инспекции (например, рыбоохраны).

Должностные лица Министерства природных ресурсов и Госкомэкологии наделены полномочиями рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях в области недропользования и водополь­зования, а так же в области охраны окружающей среды и природо­пользования.

Полномочия, которые используются в порядке осуществления государственного экологического контроля, весьма широки (см. § 2 настоящей главы).

В сфере природопользования и охраны природных ресурсов дей­ствуют и некоторые иные контрольно-надзорные службы. Так, мож­но выделить Государственный контроль за использованием и охра­ной земель (Госземконтроль). Он осуществляется в целях обеспече­ния соблюдения всеми юридическими, физическими и должностными лицами требований земельного законодательства, а также эффек­тивного использования и охраны земель. Положение о порядке осу­ществления этого контроля утверждено Правительством Российской Федерации 23 декабря 1993 года.*

_________________________

* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 78.

Госземконтроль возложен на Роскомзем.

В порядке его осуществления организуется проверка и экспер­тиза изменений качественного состояния земель; принимаются меры по устранению нарушений земельного законодательства; разрабаты­ваются предложения о консервации загрязненных земель; контроли­руется использование земельных участков в соответствии с их целе­вым назначением; не допускается самовольное их занятие; контролируется своевременное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращению их загрязнения.

Должностные лица, осуществляющие Госземконтроль, вправе: приостанавливать промышленное и гражданское строительство, эксплуатацию объектов, если они осуществляются с нарушениями зе­мельного законодательства; рассматривать дела об административ­ных правонарушениях и налагать административные штрафы; давать обязательные предписания по вопросам охраны земель.

Определенные функции и полномочия в области экологического контроля (надзора) осуществляются также органами и должностными лицами Госгортехнадзора по предупреждению и устранению вредного влияния деятельности по использованию недр на окружаю­щую среду; Министерства здравоохранения (по линии государст­венного санитарно-эпидемиологического надзора); Госатомэнерго-надзора и т.д.