logo search
alehin_karmolickiy_Админа

6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти

Контрольные полномочия органов законодательной (представи­тельной) власти закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации. Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов.

Контроль органов представительной власти определяется с соблю­дением ст. 10 Конституции Российской Федерации о самостоятельнос­ти органов всех трех ветвей власти, в частности, органов исполнитель­ной власти.

Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов Российской Федерации свидетельствуют о различном объеме контрольных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации и органов представительной власти ее субъек­тов. На уровне Российской Федерации он значительно уже, чем в отдельных субъектах Российской Федерации.

Объем контрольных полномочий палат Федерального Собрания по отношению к органам федеральной исполнительной власти не­велик. При этом они принадлежат в основном Государственной Думе.

Контрольные полномочия Государственной Думы проявляются в том, что она дает согласие Президенту Российской Федерации на на­значение Председателя Правительства Российской Федерации; реша­ет вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Рос­сийской Федерации.

Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации по разработке федерального бюджета, который оно представляет на рассмотрение Государственной Думой.

Контроль за исполнением федерального бюджета относится к сов­местному ведению обеих палат Федерального Собрания. Для регуляр­ного контроля за его исполнением федеральное Собрание имеет пос­тоянно действующий орган финансового контроля — Счетную палату.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 января 1995 года «О Счетной палате Российской Федерации»* на нее возло­жены функции по организации и проведению оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разде­лам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в Центральном банке Рос­сийской Федерации и др.

______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 167.

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются также в том, что назначение и освобождение от должности дипло­матических представителей Российской федерации в иностранных государствах осуществляется Президентом Российской Федерации пос­ле согласования с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат федерального Собрания.

Формой контроля является запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы Правительству Россий­ской Федерации, руководителям федеральных органов исполнитель­ной власти, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопро­сам, входящим в компетенцию перечисленных органов.*

_______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.

С принятием в последнее время ряда федеральных законов конт­рольные полномочия Федерального Собрания несколько расширились. Так, например, Закон Российской Федерации от 3 апреля 1995 года «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Феде­рации»** и Закон Российской федерации от 10 января 1996 года «О внешней разведке»*** закрепили полномочия Федерального Собрания по осуществлению контроля за деятельностью органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки Российской Феде­рации.

_______________________

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

*** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 143.

В субъектах Российской Федерации объем контрольных полно­мочий представительных органов власти значительно шире, хотя и здесь он неодинаков.

Согласно конституциям республик Татарстана и Башкортостана их представительные органы являются высшими законодательными и контрольными органами и органами государственной власти. Их конт­рольные полномочия по отношению к органам исполнительной власти довольно значительны. Так, представительные органы этих республик контролируют деятельность всех подотчетных им государственных органов. Они утверждают в установленном порядке кандидатуры премьер-министров, с ними согласовываются составы правительств, они решают и вопрос о доверии правительству; образуют и упраздня­ют министерства и государственные комитеты. Им подотчетны в своей деятельности правительства.

Представительные органы указанных республик утверждают раз­работанные правительствами важнейшие республиканские програм­мы экономического и социального развития, а также республиканские бюджеты, осуществляя при этом контроль за ходом их выполнения и утверждают отчеты об их исполнении.

Для контроля за деятельностью органов исполнительной власти представительные органы образуют постоянные комиссии, осуществ­ляющие контроль в пределах своей компетенции.

Конституции закрепляют и такую форму контроля, как депутат­ский запрос Кабинетам Министров, премьер-министрам, министрам, руководителям других органов.

Подобными полномочиями обладают представительные органы некоторых других республик.

В краях, областях законодательными (представительными) орга­нами государственной власти являются Думы, Законодательные Со­брания, либо иные по наименованию органы.

Уставы ряда краев, областей закрепляют за ними объем контроль­ных полномочий в отношении органов исполнительной власти.

Они заслушивают ежегодные доклады главы администрации о положении дел в крае, области; он отчитывается об исполнении обла­стного, краевого бюджета, который утверждается представительным органом.

Администрация представляет на рассмотрение этого органа прог­раммы экономического, социального и культурного развития края, области. В порядке контроля представительный орган заслушивает отчеты администрации об их исполнении.

Представительный орган власти вправе заслушивать главу администрации по вопросам исполнения законодательства Российской федерации, Устава, законов и иных нормативных актов, принимае­мых им. В случае нарушения главой администрации законодательства Российской федерации, Устава или законов края, области представи­тельный орган власти ставит вопрос о его досрочном освобождении от должности.

Некоторые представительные органы власти утверждают на дол­жность отдельных руководителей администрации, контролируя тем самым работу главы администрации (правительства) по подбору и расстановке кадров.

Для осуществления контрольной деятельности представительные органы власти образуют постоянные комиссии.