logo search
alehin_karmolickiy_Админа

6.2.4. Административный надзор

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблю­дении за исполнением действующих в сфере управления разнообраз­ных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожар­ной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он осуществляется в отношении органов исполнитель­ной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

Субъектами административного надзора являются органы феде­рального надзора (федеральный горный и промышленный надзор), отдельные государственные комитеты (Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и др.), государ­ственные инспекции (Государственная автомобильная инспекция и др.), федеральные службы (Федеральная дорожная служба России и др.).

Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует органи­зационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, незави­симо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным.

Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры администра­тивного принуждения.

Основной задачей органов административного надзора, вытекаю­щей из характера содержания их деятельности, является обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и общеобяза­тельных правил, то есть обеспечение законности в управлении. Ре­шение данной задачи осуществляется путем предупреждения, пресе­чения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.

Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полно­мочиями, имеющими надведомственный характер, которые позволя­ют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих административный надзор:

1. Полномочия по предупреждению правонарушений.

2. Полномочия по пресечению правонарушений.

3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц.

4. Полномочия по нормотворчеству.

Полномочия по предупреждению правонарушений позволяют органам административного надзора вскрывать и требовать устра­нения обнаруженных правонарушений, причин и условий их совер­шения, принимать меры по предупреждению и предотвращению других правонарушений.

Осуществляя деятельность по предупреждению правонарушений органы административного надзора вправе беспрепятственно посе­щать поднадзорные объекты и проводить на них проверки по вопро­сам, входящим в их компетенцию, получать при этом необходимые материалы, сведения, справки, объяснения; заслушивать руководите­лей поднадзорных объектов; давать разрешение на производство от­дельных работ, а также заключения по проектам строительства произ­водственных и непроизводственных объектов (зданий, сооружений), на производство машин, агрегатов, изготовление и выпуск медика­ментов, продуктов питания; участвовать в различных комиссиях по приемке в эксплуатацию соответствующих объектов, по расследова­нию обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, объявлять карантин и закрывать при необходимости границы; досмат­ривать транспортные средства и запрещать их движение и др. Такие полномочия закреплены во многих положениях об органах административного надзора, например, в Положении о Федеральном горном и промышленном надзоре России *, в Положении о Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации.**

___________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 8. Ст. 657.

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 20. Ст.1764.

В целях профилактики правонарушений органы административ­ного надзора осуществляют методическое руководство деятельностью поднадзорных объектов по вопросам своей компетенции, координи­руют ее, разрабатывают мероприятия по ее совершенствованию.

Вторую группу составляют полномочия по пресечению правона­рушений. Они применяются для того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить либо уменьшить вредные последствия от их совершения. Основанием применения данных пол­номочий является начавшееся либо длящееся правонарушение. Они выражаются в применении мер административного пресечения к пра­вонарушителям, в принудительном прекращении противоправных действий.

Обладая данными полномочиями, органы административного надзора вправе давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, ведущихся с нарушением соответствующих норм, правил безопасности, а в случае крайней необходимости, свя­занной с угрозой жизни людей, они сами останавливают такие работы. На основании вынесенного постановления они приостанавливают пол­ностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, соору­жений, помещений; запрещают эксплуатацию технически неисправ­ных транспортных средств, изготовление промышленных товаров и продуктов питания, опасных (вредных) для жизни и здоровья граж­дан; приостанавливают действие ранее выданного разрешения на пра­во ведения определенного вида деятельности; отстраняют либо ставят вопрос об отстранении от работы лиц, систематически нарушающих соответствующие нормы, правила и др. Такими полномочиями наде­лены Государственная автомобильная инспекция,* органы государст­венного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники,** Государственная противопожарная служба*** и др.

_________________

* Бюллетень нормативных актов Российской Федерации. 1992. № 5.

** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51. Ст.4943.

*** Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст.3454.

Реализуя полномочия по предупреждению и пресечению право­нарушений, органы административного надзора выносят в адрес под­надзорных объектов обязательные для исполнения в установленные сроки предписания об устранении обнаруженных нарушений, причин и условий их совершения.

Подавляющее большинство органов административного надзора наделены правом привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей компетенции они самостоятель­но возбуждают и рассматривают дела об административных правона­рушениях, налагают административные взыскания. Перечень органов административного надзора, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях, дан в главе 16 КоАП РСФСР. В нем также определена подведомственность дел каждого из этих орга­нов.

Действующим законодательством определенным органам адми­нистративного надзора предоставлено право налагать штрафы на юри­дических лиц. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 года «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонару­шения в области строительства»* органы Государственного архитектурно-строительного надзора налагают штрафы на предприятия, уч­реждения, организации и объединения. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации за нарушение таможенных правил таможенные органы вправе налагать штрафы на юридических лиц.**

__________________

*Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 58.

** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224

Те органы административного надзора, которые не наделены пра­вом налагать административные взыскания, направляют материалы о правонарушении народным судьям, органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела.

Последнюю группу составляют полномочия по нормотворчеству. Они реализуются органами административного надзора различными путями. Ряд этих органов самостоятельно разрабатывают и утвержда­ют правовые, технико-юридические нормы, соответствующие прави­ла. Так, например, Федеральный горный и промышленный надзор ор­ганизует разработку и утверждает федеральные правила и нормы по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуа­тации оборудования; Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов

техники разрабатывает и издает нормативно-техническую докумен­тацию по вопросам государственного надзора за техническим состо­янием и соблюдением правил технической эксплуатации машин и оборудования.* Подобными полномочиями обладают органы государ­ственного ветеринарного надзора** и др.

____________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51. Ст.4943.

** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24. Ст. 857.

Некоторые органы административного надзора утверждают нор­мы и правила совместно с другими органами. Так, Государственная противопожарная служба утверждает совместно с заинтересованными организациями обязательные для исполнения требования, нормы и правила в области пожарной безопасности, производства пожарной техники и огнетушащих средств;* Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности разрабатывает совместно с заинтересованными организациями и утверждает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности.**

____________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст.3454.

** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 24. Ст. 1338.

Одной из форм участия органов административного надзора в нормотворческой деятельности является подготовка ими проектов нормативных актов, которые утверждаются (принимаются) другими органами. Так, Государственный таможенный комитет Российской Федерации подготавливает проекты законодательных и иных право­вых актов о таможенном деле, участвует в разработке правового ме­ханизма реализации таможенной политики Российской Федерации.*

________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 27. Ст. 2855.

В ряде случаев с органами административного надзора согласовы­ваются проекты правовых актов, принимаемых другими органами. Так, федеральный горный и промышленный надзор* рассматривает и согласовывает проекты стандартов, другие нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требо­вания по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации подконтрольного оборудования.

______________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 8. Ст. 657.

Таким образом административный надзор как разновидность кон­троля представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц, осуществляемую не­зависимо от ведомственных границ и форм собственности, направлен­ную на обеспечение, с использованием мер административного

принуждения, единообразного исполнения специальных правовых норм и общеобязательных правил органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.