logo search
alehin_karmolickiy_Админа

6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным ста­тусом как главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционных контрольных полномочиях.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

а) непосредственный контроль Президента Российской Федера­ции;

б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры.

Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном уровне. Например, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает на должность министров, отдельных председателей государственных комитетов, ру­ководителей федеральных служб и других органов федеральной ис­полнительной власти; назначает представителей России в иностран­ных государствах, высшее командование Вооруженных Сил и др.

Президент Российской Федерации, решая вопросы о назначении на должность, одновременно контролирует деятельность должностных лиц, осуществляющих подбор кандидатур на соответствующие долж­ности.

В области осуществления кадровой политики, в контроле за под­бором и расстановкой кадров ему оказывает помощь Совет по кадро­вой политике при Президенте Российской Федерации. Одна из основ­ных задач Совета — подготовка предложений Президенту Российской Федерации по подбору и расстановке кадров на ведущие должности в системе исполнительной власти, а также Администрации Президента Российской Федерации.* Значительные задачи в этой области выпол­няет также Главное управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, одной из основных функций которого является обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по определению им основных направлений гоударственной кадровой политики, а также по решению кадровых вопросов, относящихся к ведению Президента Российской Феде­рации.**

__________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст.2108.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5913.

В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской федерации вправе председательствовать на за­седаниях Правительства Российской Федерации. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих реше­ний Правительством Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства Россий­ской Федерации, Президент Российской федерации имеет право, в ча­стности, отменять постановления и распоряжения Правительства Рос­сийской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, принимать решения об отставке Правительства Россий­ской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О структуре федеральных органов исполнитель­ной власти»* ему подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство обороны Россий­ской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Феде­рации и др.). Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность.

_______________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4082.

Значительную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента Российской Федерации. В соответ­ствии с Положением об Администрации Президента Российской Феде­рации,* утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1996 года, она осуществляет контроль и проверку испол­нения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской федерации.

Важные функции и полномочия по обеспечению конституцион­ных контрольных полномочий Президента Российской Федерации осуществляет Главное контрольное управление Президента Россий­ской Федерации. Положение о нем утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 года.**

_____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 41. Ст. 4682.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1066.

В соответствии с названным Положением Главное контрольное управление осуществляет контроль и проверку исполнения федераль­ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. На него возложен контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации руководителя Администрации Президента Российской Федерации, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента Российской Федерации.

Для реализации своих задач и функций Главное контрольное уп­равление вправе создавать комиссии, к работе которых могут привле­каться представители правоохранительных, контролирующих орга­нов, специалисты федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такие комиссии образуются для проведения проверок и принятия в ходе их соответствующих мер по оперативному устранению выявленных на­рушений и их предупреждению. Формой контроля является также на­правление должностных лиц данного Управления на заседания Правительства Российской Федерации, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, а также на совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В процессе проведения проверок Главное контрольное управ­ление имеет право требовать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, от организаций необходимые документы, объяснения и другую информацию; вызывать должностных лиц для дачи устных и письмен­ных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.

При обнаружении нарушений Управление вправе ставить перед соответствующими руководителями федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, виновных в неисполнении или ненадле­жащем исполнении своих служебных обязанностей, в том числе о вре­менном отстранении таких лиц от исполнения должностных обязанно­стей.

По результатам проверок Управление направляет предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации. Такие предписания подлежат безотла­гательному рассмотрению и не позднее чем в месячный или иной, ус­тановленный в предписании срок, должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений, о чем сообщается в Главное конт­рольное управление.

В необходимых случаях Управление направляет материалы про­верок в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности для принятия соответствующих мер.

По итогам проверок оно готовит информацию и предложения Президенту Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, о привлечении к ответственности и приостановлении дея­тельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверок.

При осуществлении своих функций и полномочий Главное конт­рольное управление тесно взаимодействует с различными федераль­ными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется так­же через институт полномочных представителей Президента Российской федерации в регионах Российской Федерации. Их право­вой статус закреплен в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 9 июля

1997 года.*

________________

* Российская газета. 1997. 16 июля.

Полномочные представители Президента Российской Федерации назначаются на должность по представлению руководителя Адми­нистрации Президента Российской Федерации Президентом Россий­ской Федерации, подчиняются ему и представляют его интересы на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Полномочный представитель содействует исполнению федераль­ных законов, указов и распоряжений Президента Российской Феде­рации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Фе­дерации.

В процессе своей деятельности полномочный представитель впра­ве осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти по выполнению указанных актов на соответствующей тер­ритории. По результатам контроля он готовит и представляет Прези­денту Российской Федерации аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и вносит ему свои предложения.

Он вправе вносить в Главное контрольное управление Президе­нта Российской Федерации, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, главе (главам) исполнительной власти субъ­екта (субъектов) Российской Федерации представления в случае нару­шения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориаль­ными органами федеральных органов исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Феде­рации, находящимся в соответствующем регионе, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Подобные представления полномочный представитель может так­же вносить в законодательный орган (законодательные органы) субъ­екта (субъектов) Российской Федерации в случае противоречия при­нятых им (ими) нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоря­жениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распо­ряжениям Правительства Российской Федерации.

В процессе своей деятельности полномочный представитель впра­ве запрашивать и получать у государственных органов, органов мест­ного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций необ­ходимые сведения, документы и материалы, участвовать в работе органов исполнительной и представительной власти.

По результатам проверок и получаемой информации полномоч­ный представитель может вносить предложения в соответствующие органы федеральной исполнительной власти о назначении и освобож­дении от должности руководителей территориальных служб, подраз­делений, которые подчинены органам федеральной исполнительной власти.

По предложению полномочного представителя Президент Рос­сийской Федерации приостанавливает действие актов органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, если они проти­воречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации, нарушают права и свободы человека и гражданина.

Осуществляя свою деятельность, в том числе и контрольную, пол­номочные представители Президента Российской Федерации не впра­ве вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.