logo search
alehin_karmolickiy_Админа

4.1.8. Административная ответственность организаций

Проблема административной ответственности организаций не по­лучила не только в законодательстве, но и в теории приемлемого раз­решения.

В правовых актах термин «административная ответственность организаций» почти не применяется. Чаще говорится об их ответст­венности в административном порядке, но это не одно и то же. Впер­вые только в Земельном кодексе РСФСР, а затем в законе РСФСР «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства»* было прямо указано на административную ответственность коллективных образований.

_____________________

* Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской федерации. 1993. № 2. Ст. 58,

В предшествующие годы коллективные субъекты административ­ной ответственности, в том числе в виде штрафа, были известны административному праву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1961 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении штрафов, налагаемых в административном порядке» было отменено наложение штрафов в административном порядке на предприятия, учреждения и организации и установлено их наложение на должност­ных лиц. Таким образом усиливалась личная ответственность долж­ностных лиц за укрепление правопорядка на порученных им участках работы и устранялось ее обезличенное возложение на предприятия, учреждения и организации. Практика была такова, что ответственно­стью последних покрывалась безответственностью других — конкрет­ных виновников — штрафы не затрагивали их материального поло­жения.

Однако, во-первых, к юридическим лицами продолжали приме­няться административные штрафы за отдельные правонарушения (за уклонение от участия в дорожном строительстве); во-вторых, административная ответственность организаций не сводилась только к штрафу. И упомянутый Указ в этом смысле не служил основанием для того, чтобы не признавать организации субъектами админист­ративной ответственности.

Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позво­ляют усилить влияние административного штрафа на укрепление за­конности в деятельности юридических лиц, ибо его крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконена возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.

Тем не менее законодательство об административной ответствен­ности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Как отмечено, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных за­конах.

Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Из этого правила есть частные и конкрет­ные исключения (например, филиалы предприятий могут привле­каться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства).

Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций чаще всего фокусируются в деяниях тех или иных физических лиц, чаще должностных. Если деяния в законе обезличе­ны, то есть не обозначены лица, которые могут быть признаны винов­ными в совершении административного правонарушения, вина кол­лективного образования определяется по противоправным последст­виям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники. Субъектами такого правонарушения могут быть признаны одновре­менно соответствующие должностные лица и организация в целом.

Субъектами многих видов правонарушений признаются юридические лица, исключая их должностных лиц (например, загряз­нение земель химическими и радиоактивными веществами и другие нарушения земельного законодательства, правонарушения в области строительства).

В настоящее время организации признаются субъектами нару­шений, влекущих административную ответственность, в основном зе­мельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизируется в законода­тельстве, устанавливающем за них административную ответствен­ность. Так, под правонарушением в области строительства понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущее снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, соо­ружений, их частей и т.д.

Коллективные образования не всегда являются субъектами толь­ко специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений при­знаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования зе­мель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рек­реационного назначения может быть наложен штраф на граждан, дол­жностных лиц, юридических лиц.

Основной мерой административной ответственности, применяе­мой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды правонарушений подлежат индексации в установленном поряд­ке. Предусматриваются также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.

Административная ответственность организаций может иметь или имеет конкретные особенности в зависимости от того, за нару­шение каких отраслей законодательства установлена, либо областей, в которых административные правонарушения могут иметь свою специфику. Но не всегда все особенности оправданы. Они могут быть продуктом свободного усмотрения, широкие возможности для которо­го открывает отсутствие общих правовых основ и принципов административной ответственности коллективных образований.