logo search
alehin_karmolickiy_Админа

1.2.4. Понятие и система субъектов административного права

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательст­вом Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих обществен­ных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их — это обладание ими особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью.

Административная правоспособность — проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством пра­вовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответствующий комп­лекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосыл­кой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выража­ющаяся в определяемой административно-правовыми нормами воз­можности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за практическую их реализацию в сфере государственного управления.

Административная правоспособность в своей сущности определя­ется особенностями указанной сферы. Соответственно каждый, кто нормами административного права наделен обязанностями и правами в этой сфере, рассматривается в качестве субъекта административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно-правовых отношений, но не само это участие. Следовательно, говоря о субъектах админист­ративного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их пере­чень, а основные позиции, характеризующие административно-пра­вовой статус каждого из них (см. подробней об административно-пра­вовом статусе конкретных субъектов административного права в раз­деле II).

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К числу индивидуальных субъектов относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданст­ва. Специфическими индивидуальными субъектами являются госу­дарственные служащие. Их особенностью является то, что проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнитель­ной власти. Естественно, что это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации — государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления);

государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразде­ления органов исполнительной власти, наделенные собственной ком­петенцией.

Негосударственные организации как субъекты административно­го права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправ­ления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут быть, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий, субъектами административно-право­вых отношений. В связи с этим закономерен вопрос о соотношении понятий «субъект административного права» и «субъект админист­ративно-правовых отношений». Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех и других одинаков. Существенные же различия проле­гают в плоскости соотношения таких юридических категорий, как административная правоспособность и дееспособность.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную пра­воспособность в рамках конкретных административно-правовых отно­шений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение адми­нистративно-правового статуса того или иного субъекта админист­ративного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособ­ность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.

На практике далеко не всегда возможно проведение четких гра­ней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамичес­кая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового ста­туса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выра­жается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.

Для органов управления способность участвовать в админист­ративно-правовых отношениях фактически является их прямой юри­дической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично ре­шается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность пос­леднего случая выражается в том, что административная дееспособ­ность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.

В качестве субъектов административного права можно рассмат­ривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носите­лями административной правоспособности. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.

Это означает, что субъектом административно-правовых отно­шений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.

Характерные для гражданско-правового регулирования обязан­ности и права предоставляются в соответствии с действующим законо­дательством предприятию (в его разновидностях) как юридическому лицу. Соответственно администрация предприятия субъектом граж­данской правоспособности не является. Однако именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность. Такое специфическое соот­ношение административной и гражданской право- и дееспособности объясняется прежде всего тем, что предприятие не является государст­венным органом, тем более — органом государственного управления. Потому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляю­щей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-пра­вовых отношений, хотя является субъектом административного права. В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак — административная право- и дееспособность возникают с момента их государственной регистрации. Этот момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.

Для характеристики государственных и негосударственных обра­зований категория юридического лица не может быть определяющей в административно-правовом смысле, так как она не включает в свое содержание властные полномочия, а лишь свидетельствует о возмож­ности данного субъекта самостоятельно, либо опосредствованно, уча­ствовать в гражданском обороте. В тех случаях, когда участники административно-правовых отношений — граждане или обществен­ные объединения, т.е. стороны, не наделенные административно-вла­стной компетенцией, их административно-правовой статус определя­ется теми возможностями, которые соответствующие административ­но-правовые (но не гражданско-правовые) нормы закрепляют за ними непосредственно в сфере государственного управления.

Иногда административные право- и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: если их правоспособность возникает с момента рождения, то дееспособность, как правило, с 16 лет.