logo search
alehin_karmolickiy_Админа

2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений

Административная правосубъектность общественных объедине­ний включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную пра­восубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут вы­ступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объеди­нениями, как уже отмечалось, решены в законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нрав­ственность населения, права и законные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию уста­ва общественного объединения, в силу чего он является важным доку­ментом, регламентирующим организацию и деятельность объедине­ния, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объеди­нений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допускает­ся вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а последних — в дея­тельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объ­единений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоот­ношения с бюджетом, источники их средств и т.п. Их деятельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательст­вом. На работников аппаратов общественных объединений, работа­ющих по найму, распространяется законодательство Российской Фе­дерации о труде и социальном страховании.

Во всех случаях, когда отношения между общественными объеди­нениями и государством регулируются правом, они не носят характе­ра подчинения или субординации. Форма взаимодействия между ними — согласование либо участие в обсуждении и решении вопросов.

Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и общественных объединений.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке ре­шений органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объеди­нениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объеди­нениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих инте­ресы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, мо­гут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса обществен­ных объединений государство влияет на них и иными способами.

Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений. Правда, общественное объединение впра­ве не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контроли­рует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запра­шивать у руководящих органов общественных объединений их распо­рядительные документы; направлять своих представителей для учас­тия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объ­единений письменное предупреждение с указанием конкретных осно­ваний вынесения предупреждения.

Финансовые органы контролируют источники доходов обществен­ных объединений, размеры получаемых ими средств и уплату налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объедине­ниями существующих норм и стандартов могут осуществлять органы надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей сре­ды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил и иные органы государственного надзора.

Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятель­ность может быть приостановлена по решению суда в случае наруше­ния Конституции Российской Федерации, конституций, уставов субъ­ектов Российской Федерации, законодательства Российской Феде­рации.

Порядок приостановления устанавливается федеральными зако­нами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по реше­нию суда при совершении действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, наци­ональной или религиозной розни; при нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или грубых нарушениях зако­на или иных правовых актов либо при систематическом осуществ­лении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Статус профсоюзных организаций определяется Законом Рос­сийской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных сою­зах, их правах и гарантиях деятельности».

Профсоюзы — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интере­сами по роду их деятельности, создаваемое в целях представитель­ства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов ис­полнительной власти, органов местного самоуправления, работодате­лей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Профсоюзы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и заключа­ют с администрацией коллективные договоры, контролируют их вы­полнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение забастовок в соответствии с законодательством.

Профсоюзы располагают значительными юридическими возмож­ностями активно влиять на правотворчество по вопросам защиты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитываться феде­ральными органами государственной власти при рассмотрении проек­тов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые пра­ва работников; органы исполнительной власти и органы местного са­моуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участво­вать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т.д.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав работников. Так, в установленных случаях расторжение трудового до­говора с работником-членом профсоюза по инициативе работодателя может произведено только с предварительного согласия соответствую­щего профсоюзного органа.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления строятся на основе: а) социального партнерства; б) взаимо­действия сторон трудовых отношений, их представителей; в) системы коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осуще­ствление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государствен­ными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т.п.

Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональных со­юзах, их права и гарантии деятельности в области социального стра­хования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий работников устанавливаются соответствующими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Фе­дерации.

Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или прек­ратить их деятельность возможно только в судебном порядке.