logo search
alehin_karmolickiy_Админа

2.4.3. Принципы государственной службы

Основные принципы государственной службы закреплены в Конс­титуции Российской Федерации или вытекают из нее. Виды этих при­нципов конкретизированы в Законе Российской Федерации об основах государственной службы. Здесь принципы сформулированы без рас­шифровки содержания, без тех оговорок об исключениях, которые ус­тановлены или могут устанавливаться из общих правил. Например, принцип гласности в осуществлении государственной службы не бес­пределен, в предусмотренных законом случаях он ограничен в интере­сах государства. Содержание некоторых принципов конкретизируется в нормах, имеющихся в самом законе. Например, относительно к принципу профессионализма и компетентности государственных слу­жащих и др.

Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы:

1. Верховенства Конституции Российской Федерации и феде­ральных законов над иными нормативными правовыми актами, дол­жностными инструкциями при исполнении государственными слу­жащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непос­редственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина.

3. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государственную должность обуславливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществления ими властных полномочий по руководству деятельно­стью людей и специфики конкретных служебных функций, характер­ных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, на­до иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руко­водителями в пределах их полномочий и в соответствии с законода­тельством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно вы­полнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах государственной службы установлены правила, которыми он должен руководствовать­ся. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного распоряжения обязан в письменной форме незамедли­тельно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю;

б) руководителю, издавшему распоряжение; и в) вышестоящему ру­ководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководи­тель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим не­правомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

7. Единства основных требований, предъявляемых к государст­венной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных слу­жащих.

10. Ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадле­жащее исполнение должностных обязанностей. Она должна занимать особое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой нарушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ведет к правовому нигилизму.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите обще­ства через принятие соответствующих законов, определяющих пове­дение всех государственных служащих, особенно руководящих долж­ностных лиц, а также эффективного государственного контроля и над­зора за их исполнением.

11. Внепартийности государственной службы. В системе госу­дарственной службы не допускается создание организаций полити­ческих партий и движений. Государственные служащие при испол­нении должностных обязанностей не связаны решениями обществен­ных объединений и обязаны руководствоваться законодательством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенси­онное обеспечение и т.д. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по нало­гообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, не­обоснованных организационных импровизаций. Однако надежные правовые гарантии стабильности государственной службы админист­ративному праву Российской Федерации неизвестны.

В числе принципов государственной службы не оказалось прин­ципа законности. Его не могут подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдельные тре­бования (например, о верховенстве Конституции Российской Федера­ции, обязательности решений вышестоящих органов для государст­венных служащих). Между тем принцип законности является универ­сальным, он не должен иметь для кого-либо каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы, а также подза­конные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с за­конодательством .