logo search
alehin_karmolickiy_Админа

2.2.6. Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации — орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его право­вого положения, состав, порядок формирования определяются Конс­титуцией Российской Федерации и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства Российской Федерации принад­лежит Президенту, который назначает Председателя Правительства Российской Федерации (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации обладает особым статусом. Он предлагает Президенту Российской Федерации, структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления дея­тельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распо­ряжения, а также подписывает решения Правительства.

Заместители Председателя Правительства в порядке распреде­ления обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительственных органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановления и распоряжения, внесенные в Правительство.

Министры как члены Правительства участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях, обладая при этом правом решающего голоса.

В качестве постоянного органа Правительства действует его Пре­зидиум в составе Председателя, его первых заместителей, министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и др.

Решения Президиума принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на его заседаниях. Правительство имеет право отменить любое решение своего Президиума.

Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него, во-первых, Конституцией Российской Федерации, во-вторых, феде­ральными законами, в-третьих, указами Президента Российской Фе­дерации.

В Конституции Российской Федерации его функции и полно­мочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство Российской Федера­ции «осуществляет иные полномочия, возложенные на него Консти­туцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации». Это, прежде всего, означает, что оно — орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается «иных» конституционных полномочий,

то их конкретные виды единичны. Например, он дает заключения по определенным законопроектам (п. 3, ст. 104).

Конкретные полномочия Правительства Российской Федерации по общим, межотраслевым, отраслевым и другим вопросам закрепле­ны в федеральных законах и актах Президента Российской Феде­рации. Отдельные его полномочия предусмотрены в Законе Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации».*

____________________

* Следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года 4174-1 «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» не отменен и не приведен в соответствие с Конституцией Российской федерации 1993 года. Многие вопросы организации и деятельности Правительства решаются Президентом Российской федерации иначе, чем это предусмотрено этим законом. Чтобы определить, в какой мере он утратил силу, необходим тщательный специальный анализ, особенно в части, закрепляющей компетенцию Правительства, его взаимоотношения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций. Именно в этой части теперь много неясного, требующего конкретных уточнений. Такая задача выходит за рамки настоящего учебника.

Правительство Российской Федерации занимает первый уровень федеральных органов исполнительной власти по реализации предме­тов ведения и полномочий, отнесенных к федеральным органам исполнительной власти.

Ключевыми функциями и полномочиями, которые призвано осу­ществлять Правительство Российской Федерации, являются следу­ющие. На него возложены разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; проведение в стране единой финансовой, кре­дитной и денежной политики, также единой государственной поли­тики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, со­циального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утвержда­ет и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ. На него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Оно координирует работу органов госу­дарственного управления по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.

На Правительство Российской федерации возложено управление федеральной собственностью. Им принимаются в установленном порядке решения о создании и ликвидации федеральных государст­венных предприятий. Оно согласовывает такие решения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на терри­тории которых размещаются такие предприятия, по вопросам, требующим согласования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации делегирует свои полномочия федеральным органам государственной власти по управ­лению и распоряжению объектами федеральной собственности. Неко­торые из них, о чем уже говорилось, делегированы Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом — по вопросам создания и реорганизации федеральных предприятий, назначения представителей государства в акционерных обществах и т.д. Федеральным органам исполнительной власти, на ко­торые возложены координация и регулирование деятельности в соот­ветствующих отраслях (сферах) управления, оно делегировало совер­шение таких юридических действий, связанных с созданием, реор­ганизацией и ликвидацией федеральных предприятий, как утверж­дение уставов в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом; назначение на должность и освобож­дение от должности руководителей федеральных предприятий; заклю­чение, изменение и расторжение контрактов с этими руководителями.

На него возложено обеспечение реализации принципов прива­тизации государственных и муниципальных предприятий; руководст­во приватизацией федеральной собственности.

Правительство Российской Федерации осуществляет разнообраз­ные полномочия в области административно-политической деятель­ности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов госу­дарства, по обеспечению обороны страны и государственной безопас­ности; по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране соб­ственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики Российской Федерации. Правительст­во объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента Российской Федерации, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству.

Правовыми формами осуществления Правительством своих пол­номочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Правительство же обеспечива­ет и исполнение издаваемых им актов. Конституция Российской Феде­рации предусматривает принятие федерального Закона о порядке дея­тельности Правительства.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Но предусматривается возможность и его досрочной отставки.

Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией Российской Федерации (ст. 117). Правительство само может подать в от­ставку; решение о его отставке может принять Президент Российской Федерации; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по этому вопросу постановление, принимае­мое большинством голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы; вопрос о доверии Правительству может быть поставлен перед Государственной Думой его Председателем. При отказе в до­верии Президент может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Основания для отставки Правительства в Конституции Российской Федерации не обозначены.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента продолжает дейст­вовать до сформирования нового Правительства Российской Феде­рации.

В обеспечении деятельности Правительства Российской Феде­рации важную роль играет его аппарат, который образуют: руководст­во аппарата; секретариат Председателя и секретариаты заместителей Председателя Правительства; департаменты экономики; финансов; социального развития; собственности и регулирования естественных монополий; науки и высоких технологий; международного сотруд­ничества; по вопросам СНГ; по взаимодействию с субъектами Россий­ской Федерации и связям с Советом Федерации; по взаимодействию с Государственной Думой и общественными организациями; государст­венной службы и кадров; реформирования агропромышленного комп­лекса и защиты окружающей среды; реформ в жилищно-коммунальной сфере, строительстве и производственной инфраструктуре; рефор­мирования промышленности и конверсии; культуры и информации; юридическое; Правительственный архив Российской Федерации; уп­равление организационного и социального обеспечения; Управление Главного военного эксперта; Управление протокола Правительства Российской Федерации; Секретариат Экспертного совета при Прави­тельстве и др.