logo search
alehin_karmolickiy_Админа

10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния

Регистрацию актов гражданского состояния осуществляют орга­ны записи актов гражданского состояния. Суть деятельности назван­ных органов состоит в регистрации событий и фактов, влияющих на правовое положение гражданина. Регистрации подлежат только те события и факты, которые непосредственно названы в правовых ак­тах. К ним относятся, например: рождение и смерть гражданина, за­ключение и расторжение брака; усыновление; установление отцовст­ва; изменение фамилии, имени, отчества и др.

Регистрация акта гражданского состояния сопровождается запи­сью в специальных книгах, а гражданину выдается соответствующий документ юридического характера (например, свидетельство о рождении, о заключении брака и др.).

Органы записи актов гражданского состояния образуются при местной и областной (краевой) администрациях, которые непосредст­венно руководят их деятельностью. Вместе с тем, Минюст России и его органы осуществляют методическое руководство и правовое регу­лирование деятельности данных органов. Оно заключается в том, что Минюст России проводит мероприятия по совершенствованию дея­тельности органов записи актов гражданского состояния; вносит предложения в соответствующие органы государственной власти по совершенствованию законодательства, регулирующего их деятель­ность; изучает и обобщает практику их работы; разрабатывает необ­ходимые для их работы бланки, формы отчетности, учета и т.п.

Важное значение имеют инструкции и разъяснения по вопросам организационного обеспечения деятельности органов записи актов гражданского состояния, издаваемые Минюстом России, которые обя­зательны не только для упомянутых органов, но и для органов, уч­реждений и организаций системы Минюста России, федеральных ор­ганов исполнительной власти, иных органов, должностных лиц и граждан, на которые распространяются эти акты.