logo search
alehin_karmolickiy_Админа

2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;

б) функционально. Его главное назначение — осуществление уп­равленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, админист­ративно-политической сферах жизни общества в соответствии с уста­новленным для него профилем функций;

в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закреп­ленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.

Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойст­вами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнитель­ная власть — «система органов государственного управления (прави­тельство, министерства и т.д.)».*

______________________

*Советский энциклопедический словарь. М.,1980.

С одной стороны, органы исполнительной власти — это разно­видность органов государственной власти, с другой, — субъекты имен­но исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — госу­дарственное управление, являясь, следовательно, также органами го­сударственного управления.

Органы исполнительной власти своей государственной природой отличаются от органов исполнительной власти местного самоуправ­ления, а по функциональному назначению — от органов других вет­вей государственной власти, а также от организаций, которые, как та­ковые, не являются субъектами управления (государственных предприятий, учреждений).

Необходимо уяснить, что, во-первых, орган исполнительной власти — всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти.

Эта власть имеет разветвленный органи­зационный механизм, в том числе управленческие органы, действу­ющие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, создаваемые Пра­вительством Российской Федерации координационные органы, выпол­няя функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти. О них и им подобных органах можно говорить как об органах исполнительной власти лишь условно, в смысле их принадлежности к этой власти либо создания их органом данной власти. Сказанное косвенно подтверждается тем что правовые акты не отождествляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». Различие между ними отражено, например, в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации», где говорится о должностях органов государ­ственной власти и других государственных органов, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1997 г. по смыслу которого указанные понятия являются нетождественными);

во-вторых, в нормативных актах последнего времени к органам исполнительной власти относятся образования, которые ими не явля­ются (многие службы, агентства, надзоры). Подобные образования имеют в своем составе органы, выполняющие функции исполнитель­ной власти, но в целом не являющиеся органами этой власти.*

_________________

*В дальнейшем, при следовании текстам нормативных актов, такого рода службы, агентства и т.д. относятся к органам с учетом того, что в их составе действуют органы, являющиеся субъектами исполнительной власти, хотя и такое вынужденное решение будет грешить против истины. Трудно представить, чтобы в каком-либо аспекте можно было бы отнести к государственным органам испол­нительной власти Российское космическое агентство. Оно выполняет исклю­чительно важные функции общегосударственного значения, но из этого не следует необходимость признания его органом исполнительной власти.

Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководст­ва в установленных сферах, ибо их функции государственного управ­ления в принципе отделены от функций непосредственного управ­ления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещено совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с функ­циями хозяйствующих субъектов, и, наоборот, наделение хозяйству­ющих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Положения Конституции Российской Федерации относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают пол­ного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредо­точенных по значительному числу нормативно-правовых актов и, пока еще, с ненадлежащей полнотой.

Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

В период, предшествовавший введению института Президента Российской Федерации и провозглашения Конституции Российской Федерации 1993 года, органы государственного управления находились в жесткой зависимости от представительных органов государственной власти. Ведущие звенья этих органов (Советы Министров, министерства, государственные комитеты, исполкомы местных Советов) образовывались и упразднялись представительными органами, были подотчетным и подконтрольным им исполнительным аппаратом.

Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбитражей на состояние законности в сфере государственного управления был незначительным, ограниченным узкой сферой подведомственных их дел и форм реагирования на ее нарушения.

Затем шло расширение полномочий Президента Российской Фе­дерации в области организации и направления деятельности органон исполнительной власти с одновременной дезорганизацией ее систем в целом, а также действовала тенденция усиления влияния судебной власти на законность в деятельности органов государственного управления и их должностных лиц.

Конституция Российской Федерации 1993 года формально существенно изменила ситуацию. Ослаблено прямое организационно-распорядитсльное влияние представительной власти на органы исполнительной власти. В своем большинстве они формируются при решающем участии Президента Российской Федерации и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Издание правовых актов в пределах представленной компетенции — основное средство направляющего воздействия этих органов на функционирование исполнительной власти.

Органы исполнительной власти получили значительные возмож­ности влиять на правотворческую деятельность представительных ор­ганов (право законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам администраций краев, обла­стей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере госу­дарственного управления, например, расширены основания для отме­ны указанными судами неправомерных актов органов исполнительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с представитель­ными (законодательными) и судебными органами является необ­ходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласитель­ные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.). В палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации имеются полномочные представители Прези­дента Российской Федерации,* а в указанных палатах — также пред­ставители Правительства .**

____________________

* См.: Положение о полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах федерального Собрания Российской Федерации от 9 марта 1996 года // Российская газета 1996. 16 марта

** См.: Положение о Полномочном представительстве Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании Российской Федерации, утв. Постановлени­ем Правительства Российской Федерации от 20 марта 1997 года // Российская газета. 1997. 3 апреля.

Достаточно обширны и разнообразны отношения органов испол­нительной власти с представительными (законодательными) и судеб­ными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конс­титуционных функций, например, по вопросам материально-техниче­ского обеспечения и охраны деятельности представительных (законо­дательных) и судебных органов.

Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осущест­вляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодатель­ством эти органы обладают государственно-властными полномочи­ями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В це­лом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самостоятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип «разрешено все, что не запрещено».

Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему ком­петенции, в определенном порядке и в установленных правовых фор­мах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

При этом под компетенцией органа государственного управления понимается «система полномочий этого органа по осуществлению го­сударственной власти... она включает в себя обязанность (перед госу­дарством) и право (по отношению к управляемым объектам) выпол­нять определенные задачи и функции... применительно к этим объектам».* Подзаконность деятельности органов исполнительной власти – важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, зако­нов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

______________________

*Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. С. 101-102,

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финан­сировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъек­тов, другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных гарантов являются Президе­нты, органы, решающие вопросы образования соответствующих орга­нов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов.

Слабым местом в статусе органов исполнительной власти являет­ся неопределенность их ответственности за неблагоприятные пос­ледствия их деятельности.