10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
В последние годы резко оживились и расширились политические, экономические, технические, торговые, научные, культурные, туристические и другие связи и контакты Российской федерации, ее государственных органов и организаций, общественных объединений и граждан с другими государствами, их государственными и общественными организациями, предпринимателями, гражданами. Российским законодательством сняты многие ограничения на выезд из Российской Федерации и въезд в нее российских и иностранных граждан. В результате этого значительно увеличился поток граждан, пересекающих границу Российской Федерации в том и другом направлении. В связи с этим важное значение приобретает режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.
Все граждане, пересекающие государственную границу Российской Федерации, то есть въезжающие в Российскую Федерацию и выезжающие из нее, делятся на две основные группы: а) российские граждане; б) иностранные граждане.
Основным правовым актом, регулирующим вопросы выезда из Российской Федерации и въезда в нее российских граждан является Закон Российской Федерации от 18 июля 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».*
__________________
* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 27) каждый гражданин Российской Федерации может свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться в нее.
Граждане Российской федерации осуществляют свое право на выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию по паспорту гражданина Российской федерации, дипломатическому паспорту, служебному паспорту, паспорту моряка.*
__________________
* См. вышеуказанный Закон, а также Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 года «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5914.
Паспорт выдает гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично либо через его законного представителя, органом внутренних дел по месту жительства, Министерством иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также посольством или консульством Российской Федерации за ее пределами.
Закон предусматривает возможность получения гражданином паспорта со дня его рождения и до достижения им 18 лет по письменному заявлению одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.
МИД России оформляет и выдает паспорт гражданину Российской Федерации, проживающему на ее территории, по его личному письменному заявлению, поданному через командирующую его организацию, которая зарегистрирована в МИДе России.
Дипломатический, служебный паспорт, паспорт моряка выдается лицам, которые перечислены в названном выше Законе.
Для того, чтобы получить визу на паспорт, граждане и организации, направляющие своих сотрудников в заграничные служебные командировки, должны обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства.
Законом (ст. 15) закреплены временные ограничения на право выезда из Российской Федерации гражданина Российской Федерации.
Основаниями для временного ограничения выезда гражданина Российской Федерации являются: а) если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями, до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом); б) гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу,
— до окончания службы: в) гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; г) гражданин осужден за совершение преступления,
— до отбытия (исполнения) наказания или освобождения от наказания; д) гражданин уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; е) гражданин сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.
Во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел выдает гражданину уведомление, в котором указываются основания и срок ограничения права.
В случае принятия решения о временном ограничении права гражданина на выезд из Российской федерации, он может обжаловать такое решение. Так, например, если временное ограничение связано с осведомленностью гражданина о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, составляющих государственную тайну, то он может обжаловать такое решение в Межведомственную комиссию по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года.* Данная комиссия рассматривает обращения и жалобы граждан об ограничении права на выезд из Российской федерации по причине их осведомленности в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях или в связи с действием иных договорных, контрактных обязательств по отношению к государству, препятствующему выезду таких граждан из Российской Федерации, а также вопросы продления срока ограничения права на выезд из Российской Федерации.
_____________________
* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1438.
В пределах своей компетенции комиссия принимает обязательные для государственных органов и организаций решения о подтверждении временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации или о снятии этого временного ограничения, о продлении срока ограничения, о выдаче гражданину Российской Федерации паспорта. В необходимых случаях она направляет соответствующие материалы в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, которая в 2-месячный срок представляет ей заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности. Такое заключение учитывается Межведомственной комиссией по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации при принятии окончательного решения о продлении срока ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации.
Если гражданин не удовлетворен решением указанной комиссии, либо другим органом, он вправе, руководствуясь ст. 46 Конституции Российской Федерации, обжаловать решение в судебном порядке.
Граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за границу, при возвращении в Российскую Федерацию на постоянное жительство или на определенный срок пользуются на общих основаниях всеми правами, гарантированными законодательством Российской Федерации, и несут соответствующие обязанности.
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве.
Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства является личное письменное обращение или через представителя в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, договор о туристической поездке, приглашение российского физического или юридического лица.
Закон (ст. 26, 27, 28) предусматривает основания, по которым иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен или ограничен.
Иностранные граждане и лица без гражданства въезжают в Российскую Федерацию и выезжают из нее через пункты пропуска на государственной границе либо через таможенные пункты Российской Федерации.
На территории Российской Федерации выездные и въездные визы для этих лиц выдаются МИДом России, а также паспортно-визовой службой МВД России, на которую возложены также обязанности по регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, выдаче им документов на право проживания, оформлению документов и разрешений на въезд в Российскую Федерацию и выезда из нее.
Иностранные граждане, постоянно пребывающие на территории Российской Федерации, обязаны получить разрешение и вид на жительство в паспортно-визовой службе МВД России.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь зарегистрированные в паспортно-визовой службе органов внутренних дел документы, удостоверяющие их личность.
Транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации в государство назначения разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство либо визы государства назначения.
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку. Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам и лицам без гражданства по предъявлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, а также в случае вынужденной остановки, под которой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие стихийных бедствий, болезни и др.
Въезд в Российскую Федерацию может быть и безвизовым, если между ней и другим государством существует соответствующее соглашение.
Во всех случаях пребывания на территории Российской Федерации (постоянное, временное, транзитный проезд) иностранные граждане обязаны соблюдать российское законодательство. В случае нарушения ими соответствующих норм и правил они несут установленную законом Российской Федерации ответственность.
Координацию в сфере реализации организационно-правовых мер по обеспечению режима въезда и пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.*
_________________________
* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 15. Ст.1178
- 1.1.2. Государственное управление
- 1.1.3. Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
- 1.2. Предмет и метод административного права
- 1.2.1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
- 1.2.2. Метод административного права
- 1.2.3. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
- 1.2.4. Понятие и система субъектов административного права
- 1. 3. Административные нормы
- 1.3.1. Понятие и особенности административно-правовых норм
- 1.3.2. Виды административно-правовых норм
- 1.3.3. Реализация административно-правовых норм
- 1.3.4. Источники административного права
- 1.4. Административно-правовые отношения
- 1.4.1. Основные черты административно-правовых отношений
- 1.4.2. Юридические факты в административном праве
- 1.4.3. Виды административно-правовых отношений
- 2.Субъекты административного права российской федерации
- 2.1. Физические лица
- 2.1.1. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
- 2.1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- 2.1.3. Административно-правовые гарантии прав граждан
- 2.1.4. Обращения граждан
- 2.1.5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
- 2.2. Органы исполнительной власти
- 2.2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
- 2.2.2. Виды органов исполнительной власти
- 2.2.3. Принципы построения системы органов исполнительной власти
- 2.2.4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- 2.2.5. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
- 2.2.6. Правительство Российской Федерации
- 2.2.7. Иные федеральные органы исполнительной власти
- 2.2.8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- 2.3. Органы местного самоуправления
- 2.4. Государственные служащие
- 2.4.1. Понятие государственной службы
- *Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31 Ст. 2290.
- 2.4.2. Виды государственной службы
- 2.4.3. Принципы государственной службы
- 2.4.4. Система правовых актов о государственной службе
- 2.4.5. Понятие и виды государственных служащих
- 2.4.6. Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
- 2.4.7. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
- 2.4.8. Стимулы деятельности государственных служащих
- 2.4.9. Организационное обеспечение государственной службы
- 2.4.10. О муниципальной службе
- 2.5. Предприятия, организации и учреждения
- 2.5.1. Понятие и виды предприятий, учреждений
- 2.5.2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- 2.5.3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
- 2.5.4. Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- 2.5.5. Фонды
- 2.6. Общественные объединения
- 2.6.1. Понятие и виды общественных объединений
- 2.6.2. Основы административно-правового статуса общественных объединений
- 2.6.3. Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- 3.Административно-правовые формы и методы
- 3.1. Административно-правовые формы
- 3.1.1. Понятие административно-правовых форм
- 3.1.2. Виды административно-правовых форм
- 3.1.3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- 3.1.4. Виды правовых актов управления
- * См.: Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
- 3.1.5. Действие правовых актов управления
- 3.1.6. Административно-правовой договор
- 3.2. Административно-правовые методы
- 3.2.1. Понятие административно-правовых методов
- 3.2.2. Виды административно-правовых методов
- 3.2.3. Административное принуждение: сущность, виды
- 4. Ответственность по административному праву
- 4.1. Административная ответственность
- 4.1.1. Понятие и основные черты административной ответственности
- 4.1.2. Законодательные основы административной ответственности
- 4.1.3. Административное правонарушение
- 4.1.4. Освобождение от административной ответственности
- 4.1.5. Ограничение административной ответственности
- 4.1.6. Понятие и виды административных взысканий
- 4.1.7. Наложение административного взыскания
- 4.1.8. Административная ответственность организаций
- 4.2. Дисциплинарная ответственность
- 4.3. Материальная ответственность
- 5.Административно-процессуальное право
- 5.1. Административно-процессуальная деятельность
- 5.1.1. Административный процесс: сущность, виды
- 5.1.2. Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
- 5.2. Производство по делам об административных правонарушениях*
- 5.2.1. Законодательство Российской Федерации о производстве
- 5.2.2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях*
- 5.2.3. Участники производства
- 5.2.4. Доказательства
- 5.2.5. Меры, обеспечивающие производство
- 5.2.6. Возбуждение административного дела
- 5.2.7. Рассмотрение дела
- 5.2.8. Обжалование, опротестование постановления по делу
- 5.2.9. Исполнительное производство
- 6.Административное право и законность в управлении
- 6.1. Законность в сфере управления
- 6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность
- 6.1.2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
- 6.2.1. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- 6.2.2. Контроль органов законодательной (представительной) власти
- 6.2.3. Контроль органов исполнительной власти
- 6.2.4. Административный надзор
- 6.2.5. Органы судебной власти и законность в управлении
- 6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры
- 7.1.2. Понятие и цели организации управления
- 7.1.3. Правовые основы организации управления
- 7.2. Территориальные, отраслевые, межотраслевые начала в управлении
- 7.2.1. Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
- 7.2.2. Региональные начала
- 7.2.3. Межотраслевые начала в управлении
- 7.2.4. Отраслевые начала в управлении
- 7.3. Развитие системы функций, методов и форм управления в современных условиях
- 7.3.1. Функции
- 7.3.2. Государственное регулирование как функция управления
- 7.3.3. Государственный контроль
- 7.3.4. Методы
- 7.3.5. Формы
- 7.4. Организация управления в особых условиях
- 8.Административное право и управление экономикой
- 8.1. Управление промышленностью
- 8.1.1. Организационно-правовая система управления промышленностью
- 8.1.2. Органы государственного управления отраслями промышленности
- 8.1.3. Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
- 8.1.4. Предприятия и объединения в промышленности
- 8.1.5. Местное самоуправление и промышленность
- 8.2. Управление сельским хозяйством
- 8.2.1. Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.2. Органы государственного управления сельским хозяйством
- 8.2.3. Предприятия и организации в сельском хозяйстве
- 8.2.4. Государственный контроль в сельском хозяйстве
- 8.2.5. Местное самоуправление и сельское хозяйство
- 8.3. Управление строительством и жилищно-коммунальньным хозяйством
- 8.3.1. Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.2. Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
- 8.3.3. Государственный контроль в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
- 8.3.4. Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммуиальное хозяйство
- 8.4. Управление коммуникациями
- 8.4.1. Организационно-правовая система государственного управления коммуникациями
- 8.4.2. Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
- 8.4.3. Органы государственного управления связью
- 8.4.4. Государственный контроль на транспорте и связи
- 8.4.5. Местное самоуправление и коммуникации
- 8.5. Управление использованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.1. Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.2. Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
- 8.5.3. Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 8.5.4. Местное самоуправление и охрана природных ресурсов
- 8.6. Управление финансами и кредитом
- 8.6.1. Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
- 8.6.2. Органы государственного управления финансами
- 8.6.3. Организация кредитного дела
- 8.6.4. Организация налогового дела
- 8.6.5. Финансовый контроль
- 8.6.6. Местное самоуправление, финансы, налоги
- 8.7. Управление внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.1. Организационно-правовые основы государственного управления внешнеэкономической деятельностью
- 8.7.2. Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью и торговлей
- 8.7.3. Организация таможенного дела
- 8.7.4. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и торговли
- 8.7.5. Местное самоуправление и внешнеэкономическая деятельность, торговля
- 9. Административное право и управление социально-культурной сферой
- 9.1. Управление образованием
- 9.1.1. Понятие и основы организации системы образования
- 9.1.2. Организационные формы управления образованием
- 9.1.3. Компетенция органов местного самоуправления в области образования
- 9.1.4.Управление образовательным учреждением
- 9.1.5. Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
- 9.2. Организационные формы управления здравоохранением
- 9.2.1. Понятие и основы организации управления здравоохранением
- 9.2.2. Система государственного управления здравоохранением
- 9.2.3. Роль органов местного самоуправления в области здравоохранения
- 9.2.4. Основы правового положения учреждений здравоохранения
- 9.2.5. Санитарно-эпидемиологический надзор
- 9.3. Управление наукой
- 9.3.1. Организационно-правовая система государственного управления наукой
- 9.3.2. Органы государственного управления наукой
- 9.3.3. Организация науки. Научные учреждения и сообщества
- 9.4. Управление культурой
- 9.4.1. Организационно-правовая система государственного управления культурой
- 9.4.2. Органы государственного управления культурой
- 9.4.3. Местное самоуправление и культура
- 9.5. Управление в области социальной защиты граждан
- 9.5.1. Организационно-правовые формы управления социальной защитой граждан
- 9.5.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению социальной защитой граждан
- 10. Административное право и управление административно-политической сферой
- 10.1. Управление обороной
- 10.1.1. Организационно-правовые формы управления обороной
- 10.1.2. Полномочия органов местного самоуправления по управлению обороной
- 10.1.3. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
- 10.1.4. Военная служба
- 10.2. Управление безопасностью
- 10.2.1. Организационно-правовые формы управления безопасностью
- 10.2.2. Государственная граница и ее охрана
- 10.3. Управление внутренними делами
- 10.3.1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами
- 10.3.2. Полномочия органов местного самоуправления в области внутренних дел
- 10.3.3. Служба в органах внутренних дел
- 10.3.4. Милиция
- 10.3.5. Государственный надзор за безопасностью движения
- 10.3.6. Государственный пожарный надзор
- 10.3.7. Паспортная система
- 10.3.8. Внутренние войска
- 10.4. Управление иностранными делами
- 10.4.1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами
- 10.4.2. Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
- 10.4.3. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
- 10.5. Управление юстицией
- 10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией
- 10.5.2. Регистрация актов гражданского состояния
- 10.5.3. Организация нотариальной службы
- 10.5.4. Адвокатура