logo search
alehin_karmolickiy_Админа

10.5.1. Организационно-правовые формы управления юстицией

Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных инте­ресов граждан, предприятий, организаций, учреждений, обществен­ных объединений.

Систему органов управления юстицией составляют: Министерст­во юстиции Российской Федерации, министерства юстиции респуб­лик, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), являясь федеральным органом исполнительной власти, в со­ответствии с Положением о нем от 4 ноября 1993 года * обеспечивает реализацию государственной политики в сфере юстиции.

__________________

* Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 48. Ст.4650.

Минюст России осуществляет важные функции по правовому обес­печению правотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации. Содержанием данных функций является раз­работка проектов нормативных актов, которые вносятся Правитель­ством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы; проведение по поручению Президента Российской Федерации экспер­тизы законов, направленных ему для подписания; представление Пре­зиденту и Правительству Российской Федерации заключений о соот­ветствии Конституции Российской Федерации к действующему зако­нодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.

На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрация принима­емых ими нормативных актов.

В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет ор­ганизационно-правовое обеспечение судебной реформы; регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осу­ществляет систематизацию российского законодательства и ведет банк нормативных актов Российской Федерации; руководит судебно-экспертными учреждениями, государственными нотариальными кон­торами и т.п.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ию­ня 1995 года «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации»* на Минюст России возложена функция по проведению юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данным постановлением предписывается главам органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать на­правление в Минюст России копий правовых актов в 10-дневный срок после их принятия, а также те официальные издания, в которых публикуются законы и иные правовые акты, принятые органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации.

___________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 24. Ст. 2281.

Если Минюст России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государст­венной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Таким образом, цель юридической экспертизы правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, состоит в выработке мер федеральными органами госу­дарственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и феде­ральным законам.

Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации»* закре­пил за Минюстом России осуществление экспертизы проектов феде­ральных законов и иных нормативных актов, вносимых федераль­ными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации; контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, поста­новлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации. Ему предоставлено право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привле­чении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных зако­нов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, пос­тановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и др.

_____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 19. Ст. 2259.

Нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Минюста России по вопросам организационного обеспечения деятельнос­ти государственного нотариата, органов записи гражданского состо­яния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статисти­ки, а также по другим вопросам их компетенции, являются обяза­тельными для нотариальных учреждений, органов исполнительной власти и для других адресатов, на которые они распространяются.

Задачи и функции министерств юстиции республик, управлений (отделов) юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга в основном аналогичны задачам и функциям Минюста России, однако сфера их деятельности ограничена той территорией, на кото­рой они действуют, а также теми вопросами, которые отнесены к их ведению.

Так, например, управления (отделы) юстиции осуществляют ре­гистрацию и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг населе­нию и юридическим лицам; согласовывают место нахождения юри­дических консультаций; организуют работу государственных нота­риальных контор, проверяют их деятельность и т.п.

Задачи, стоящие перед органами управления юстицией, решают­ся ими как в процессе реализации их функций и полномочий, руко­водства учреждениями судебных экспертиз и государственных нота­риальных контор, так и в процессе сотрудничества с объединениями и организациями адвокатов, взаимодействия с нотариусами, занима­ющимися частной практикой и их объединениями, а также с орга­нами записи актов гражданского состояния.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ок­тября 1996 года утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации,* которая направлена на усиление их роли и ответственности в реализации правовой поли­тики Российской Федерации. По отдельным позициям данная кон­цепция начала претворяться в жизнь. Так, например, Законом Рос­сийской Федерации от 21 июля 1997 года «О судебных приставах»** на Минюст России возложено организационное и методическое руковод­ство деятельностью службы судебных приставов.

_____________________

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 42. Ст. 4806.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3590.