logo search
alehin_karmolickiy_Админа

6.1.1. Законность, дисциплина, целесообразность

Принцип законности является конституционным. Он закреплен в Конституции Российской федерации (ст. 15), в соответствии с кото­рым органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Особое значение принцип законности имеет в сфере управления. Это обусловливается следующими важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятель­ности государства и органов местного самоуправления. Здесь осущест­вляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурным и административно-политическим строитель­ством. Строжайшее соблюдение законности является важнейшим ус­ловием слаженности и функционирования всех звеньев управленче­ской системы, успешного выполнения стоящих перед управлением задач.

Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и пол­номочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на дол­жность, решение по жалобе гражданина и т.п.). Конкретизируя общие предписания правовых норм, эти акты вызывают возникновение, изменение, прекращение конкретных правовых отношений в контек­сте различных отраслей права.

При помощи правоприменительных актов оказывается организу­ющее воздействие на объекты управления, оперативно решаются индивидуально-конкретные дела в сфере управления. Поскольку акты правоприменения издаются на основе общих требований правовых норм, постольку они должны соответствовать содержащимся в них юридическим предписаниям. Иначе говоря, правоприменительная де­ятельность субъектов управления должна осуществляться в соот­ветствии с принципом законности.

В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т.д.). С ними

чаще всего и имеют дело граждане, различные организации. От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении за­конов и подзаконных актов, неукоснительном выполнении возложен­ных на них обязанностей во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций.

Поэтому органы исполнительной власти обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законов и подзаконных актов в деятельности подведомственных организаций, принимать меры по укреплению государственной дисциплины.

В-четвертых, органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу обще­ственной жизни.

Издание нормативных актов органами управления базируется на принципе законности, то есть они должны соответствовать законам, основываться на них. Соблюдение законности при издании нор­мативных актов возрастает в связи с тем, что содержащиеся в них предписания часто затрагивают права и интересы граждан, предприя­тий, учреждений, организаций. Осуществление правотворческой дея­тельности в рамках законности усиливает их гарантии.

В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Осуще­ствляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры государственного принуждения.

Предметом административной юрисдикции являются дела, связанные с административными и дисциплинарными правонарушениями, индивидуальными спорами. В процессе рассмотрения и разрешения такой категории дел органы управления, должностные лица налагают на нарушителей взыскания, добиваясь от них должного по­ведения. Несомненно, что юрисдикционная деятельность будет только тогда способствовать стабильности общественных отношений, их упо­рядоченности в сфере управления, когда она будет осуществляться строго в рамках требований закона.

Таким образом, законность охватывает различную управленче­скую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и приме­нение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.

Эффективность управления зависит не только от уровня закон­ности, но и дисциплины участников управленческого процесса. Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных ак­тов вышестоящих органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материаль­ного производства и социально-культурного обслуживания насе­ления.*

_________________

* Советское административное право / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 1985. С. 252.

Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управ­ленческой деятельности.

Являясь важным фактором управления, дисциплина формиру­ется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой — они находятся в неразрывной связи, взаимодействуют друг с другом. Их взаимосвязь заключается в том, что законность служит основой, ядром дисцип­лины, поскольку одним из требований дисциплины является соблю­дение законов и других нормативных актов. Законность является спо­собом защиты дисциплины, так как основные требования дисциплины оформляются в виде норм, содержащихся в правовых актах. Следова­тельно, роль и задача законности состоит в том, чтобы поддерживать, укреплять дисциплину.

Связь законности и дисциплины проявляется также и в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обес­печения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В свою очередь без соблюдения дисциплины невозможна и строгая законность.

В тесном единстве с законностью находится целесообразность, то есть соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними. Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами за­дачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач.

В связи со сказанным трудно согласиться с мнением о том, что исполнительная власть имеет возможность временного, эпизодическо­го отступления от законов во имя общественной пользы, обладает пра­вом действовать целесообразно в экстремальных ситуациях. Оно про­тиворечит требованиям ст. 15 Конституции Российской Федерации, обязывающей всех субъектов права действовать в соответствии с за­коном.

Целесообразность только тогда может приносить пользу гражда­нам, обществу, государству, когда она не противоречит законности. Целесообразность возможна и допустима только в рамках законности И с этих позиций можно говорить о единстве законности и целесооб­разности.

С расширением в последние годы самостоятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, с появлением все большего числа дозволительных правовых норм целе­сообразность в деятельности субъектов управленческих отношений получает свое дальнейшее развитие.