logo search
Вельяминов Г

7. Неоглобализация и международное экономическое право

§ 48. Как публично-правовые, так и частноправовые международные экономические отношения, их развитие и правовое регулирование в наше время определяются, в частности, такими общемирового значения факторами, как:

- широкомасштабная торгово-финансовая глобализация;

- универсально-ориентированное публично-правовое регулирование международной торговли в рамках Всемирной торговой организации (ВТО);

- унификация и гармонизация частноправовых условий международной торговли как на межгосударственном уровне, так и на негосударственном уровне;

- региональное сотрудничество в регулировании торгово-экономических отношений, в частности в рамках СНГ, в Евросоюзе, в НАФТА.

Перечисленные выше факторы в разном масштабе включают, с одной стороны, вовлеченность России в неоглобализационный процесс и, с другой стороны, воздействие этих факторов на международное торгово-экономическое положение России и его потенциал.

Торгово-финансовая глобализация во второй половине XX в. и сегодня проходит под знаком бурного научно-технического процесса (материальная база); исключительной концентрации капиталов, в особенности в ТНК (финансовая база); культивируемой свободы международной, торгово-финансовой конкуренции (торгово-политическая основа) и формального обеспечения свободной торгово-политической экспансии в мировом масштабе (правовая база).

§ 49. Глобализация, как уже отмечалось, сведена к одному каналу - торгово-финансовому, к обеспечению свободного "глобального" доступа к ресурсам сырья и дешевой рабочей силы Юга и, с другой стороны, столь же свободного, при этом гарантированного приложения капиталов Севера на Юге. Причем движущим мотором и того, и другого являются ТНК; роль государств ориентирована на политическое, вплоть до силового, и международно-правовое обеспечение свободных товаров, капиталопотоков Север-Юг. Эти процессы оказывают воздействие и на межправительственные и неправительственные методы правового регулирования международной торговли и экономики, включая унификацию и гармонизацию национального частного права.

Противостояние в политико-правовой международной сфере Север-Юг наглядно проявилось первоначально (60-70-е гг.) в рамках ООН, в Конференции ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД; в частности, при принятии известной Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. В 80-х гг. это противостояние обнаружило себя и в ходе Уругвайского раунда ГАТТ, в результате которого возникла ВТО, в которой сегодня в основном находит правовое отражение в мировом масштабе "глобализация".

§ 50. В развивающихся странах, остающихся так или иначе на рельсах рыночной экономики, кроме коррупции, общей политической неустойчивости, возникают "неудобства" и правового характера. Дело в том, что в молодых государствах не было, нет и теперь частных торговых и промышленных предприятий достаточно коммерчески сильных и искушенных для ведения крупных торговых операций, чтобы быть партнерами "зубров" этого дела, особенно ТНК из индустриальных стран.

Поэтому роль таких партнеров в развивающихся странах (это относилось и к социалистическим странам) брало на себя государство. Главное же, развивающиеся страны так или иначе стремились сохранить государственный контроль за использованием своих стратегически важных ресурсов и за соответствующими отраслями экономики, сохраняли за собой и функции заключения и реализации соглашений об иностранных инвестициях, соглашений о разделе продукции и т.п. Возникли так называемые диагональные отношения: государство, с одной стороны, и частные иностранные предприятия, с другой стороны.

§ 51. Однако действовавшая концепция абсолютного государственного иммунитета ставила государство в таких диагональных отношениях (или, иначе, отношениях по так называемым "state development contracts" - контрактам государственного развития) в юрисдикционно иммунное положение, что, естественно, являло собой риск для частных контрагентов из развитых стран. По диагональным контрактам иски к государствам могли, разумеется, рассматриваться в судах самого этого государства. Но у иностранных истцов не было доверия ни к беспристрастности и эффективности судов в молодых развивающихся государствах, ни к самому их материальному праву.

Преодоление перечисленных трудностей требовало правовых подходов. И эти подходы, с очевидностью, нашли свое отражение в некоторых как успешных, так и безуспешных попытках введения определенных новаций в международном праве.

Попытка, с одной стороны, развивающихся стран закрепить свои интересы в Хартии экономических прав и обязанностей 1974 г. выглядела внешне удавшейся. Хартия была голосами развивающихся и социалистических стран принята. По существу же, юридически Хартия имеет лишь декларативный характер (§ 179, 205).