logo
Вельяминов Г

§ 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:

- регулирование международного обращения (обмена) национальных валют (международное валютное право);

- регулирование международных кредитных взаимоотношений, включая проблемы погашения государственных долгов (по сути - "международное кредитное право");

- регулирование взаимных международных расчетов и платежей (по сути - "международное платежное право").

Регулирование приведенных выше международных валютно-кредитно-платежных взаимоотношений государств рассматривается в настоящем курсе в составе международного торгового права. В ГАТС финансовые услуги (кредитные, депозитные, расчетные, страховые и т.д.) прямо трактуются в качестве услуг, и лишь особая специфика торговли финансовыми услугами оправдывает рассмотрение их под особой рубрикой.

§ 443. В частности, что касается современной валютной системы в рамках Международного валютного фонда (МВФ), основная целевая ориентация этой системы заключается в валютно-обменном и стабилизационном обеспечении международной торговли, что наглядно выражено в Уставе Фонда, согласно которому он должен "поощрять гармоничное развитие и рост международной торговли" (ст. I.ii) и "способствовать учреждению многосторонней системы упорядочения текущих сделок (выделено мной. - Г.В.) между государствами-членами и содействовать устранению ограничений обмена валют, тормозящих развитие международной торговли" (ст. I.4).

Эта доминантная целевая установка убедительно подтверждает обоснованность рассмотрения международного валютного права, в частности, в его изначально "Бреттон-Вудском" выражении, - именно в рамках современного международного торгового права, в его магистральном развитии по лекалам ГАТТ/ВТО/МВФ.

Реально международный оборот, взаимообмен валют есть, цивилистически оценивая, не что иное, как купля-продажа одной валюты за другую валюту.

§ 444. То, что касается включенности международных валютных отношений в международное торговое право, в неменьшей степени относится и к международным кредитам, и к международным платежным операциям, которые в доктринально-теоретическом и в формально-конвенционном (см. § 442) аспектах в более узком смысле следует относить к сектору услуг. Однако, учитывая специфику всей валютно-финансовой сферы, представляется целесообразным выделить ее особо.

§ 445. Международные инвестиционные отношения по сути также носят часто торговый характер (покупка-продажа иностранных акций, иной собственности). Однако их следует трактовать в качестве особых, имущественных отношений. Главное в них - защита, охрана имущественных прав на инвестиционные капиталы. Не случайно инвестиционные отношения не подпадают под сферу регулирования в рамках системы МВФ, в том числе и отношения в сфере движения капиталов. Методологически представляется в этой связи оправданным рассматривать вопросы защиты и поощрения иностранных капиталовложений, коллизий в сфере налогообложения и т.п. в рамках международного имущественного права (см. ниже).

2. Международное валютное право

§ 446. Межгосударственное валютное сотрудничество может осуществляться на локальном, региональном и универсальном уровнях. В результате такого сотрудничества могут создаваться соответствующего охвата валютные системы.

Целями валютных систем являются, во-первых, обеспечение бесперебойного валютного обращения в сфере международных расчетов по текущим сделкам и по капиталообороту и, во-вторых, предупреждение и преодоление кризисных валютно-расчетных ситуаций, включая предоставление при необходимости финансовой помощи, кредитов. Функционирование валютной системы связано обычно с отказом государств-участников от определенных элементов своего валютного суверенитета, т.е. выполнение внутринациональных действий по интервенционным рекомендациям органов системы в целях поддержания в здоровом состоянии национальных финансов. В обмен на такое вмешательство и в интересах функционирования системы предоставляется финансовая помощь.

§ 447. Бреттон-Вудская валютная система явилась первой современной универсального характера валютной системой государств рыночной экономики. Инициатива создания системы принадлежала США (с поддержкой Великобритании).

Выход США из Великой экономической депрессии, последовавшей за крахом в 1929 г. системы неограничиваемой и нерегулируемой государством игры рыночных сил, оказался возможным в результате, во-первых, проведения "Нового курса" президентства Ф.Д. Рузвельта, означавшего направляемое государственное стимулирование и оздоровление экономики. Во-вторых и в главных, вследствие экономического бума в США, вызванного в годы Второй мировой войны массированным производством в США разнообразных товаров для военных нужд на базе государственных заказов, финансируемых из бюджета, в том числе и для поставок союзникам по антигитлеровской коалиции на основе программы ленд-лиза ("взаймы и в аренду").

§ 448. В 1942-1944 гг. администрация президента Рузвельта в предвидении окончания Второй мировой войны и в понимании того, что, несмотря на всю емкость внутреннего рынка США, не удастся сохранить высокую конъюнктуру военного времени, озабочена была обеспечением продолжения американского экспорта (и сохранения, соответственно, высокой конъюнктуры внутри США) в широких масштабах и в послевоенном мире. Однако потенциальные импортеры, прежде всего западноевропейские государства (как будущие победители, так и побежденные) со всей очевидностью обречены были выйти из войны крайне экономически ослабленными и не способными оплачивать импорт американских товаров. Выход из этого положения американская администрация нашла в комплексе международных экономических мероприятий:

во-первых, усиленные меры по обеспечению в европейских и других странах достаточно либерального режима импорта на конкурентной основе - политика экстравертного либерализма. Фактически США после войны были вне конкуренции. На США приходилась большая часть мировой торговли, причем на 3/4 эта торговля осуществлялась в долларах. Либеральный режим, хотя и не сразу, но в дальнейшем был воплощен в жизнь в рамках ГАТТ;

во-вторых, создание валютной системы, которая обеспечила бы конвертабельность валют стран-участниц системы на базе золота и доллара США. Договоренность об этом была достигнута уже в 1944 г. посредством создания Международного валютного фонда - МВФ;

в-третьих, учитывая крайнюю финансовую и валютную слабость практически всех, кроме США, государств послевоенного мира, США пошли на то, чтобы продолжить практику экономической помощи другим государствам, но в новых организационных формах как через Международный валютный фонд - МВФ, так и в рамках одновременно в 1944 г. созданного Международного банка реконструкции и развития - МБРР, американские взносы в которых составляли львиную долю. В дальнейшем же уже с 1948 г. еще более массированная помощь из бюджета США стала направляться в Западную Европу на основе так называемого плана Маршалла в рамках Организации Европейского экономического сотрудничества (§ 255, 256).

§ 449. Было бы крайне наивным, однако, объяснять соответствующие многомиллиардные расходы США из своего бюджета чисто альтруистическими и гуманитарными поводами. США преследовали гораздо более прагматические и многообразные цели, включая:

- обеспечение занятости и преодоление безработицы в своей стране и, тем самым, достижение достаточно высокого жизненного уровня во избежание угрозы социальных кризисов, подобных или еще более грозных, чем во время мирового кризиса конца 20-х начала 30-х гг.;

- содействие созданию и в странах Западной Европы, рассматривавшихся в качестве главных стратегических союзников США, благоприятного экономического и социального климата для купирования, особенно в 1946-47 гг., реальной угрозы продвижения коммунистической системы на Запад Европы (Италия, Франция), и в интересах укрепления возглавляемой США коалиции в рамках "холодной войны" против Советского Союза;

- обеспечение (в частности, в интересах создания экономической базы для достижения двух вышеуказанных целей) наиболее выгодных торгово-экономических и валютно-финансовых условий на внешних рынках для успешного экспорта американских товаров по всему миру. Это осуществлялось через такие институционные приводные ремни внешнеэкономической политики США, как: МВФ, МБРР, ГАТТ, план Маршалла;

- наконец, обеспечение базы для осуществления сложившейся еще в военные годы в умах американских геостратегов идеи построения панамериканского мира - Pax Americana, идеи, получающей зримое воплощение в наши дни.