logo
Вельяминов Г

§ 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.

Часть I (ст. I и II). В ст. I - содержатся правила о принципе наибольшего благоприятствования, а в ст. II и в дополнительной Договоренности о ее толковании - правила о взаимности тарифных уступок.

Часть II (ст. II-XXIII) - правила о принципах и нормах применимого торгово-политического режима во взаимных отношениях стран-участниц. При этом в ст. III оговорен национальный режим, касающийся внутренних налогов и сборов в отношении импортированного товара; в ст. V - оговорена свобода транзита; в ст. VI и в особом Соглашении об интерпретации ст. VI ("Антидемпинговый кодекс") содержатся правила о применении антидемпинговых и компенсационных пошлин (см. подробнее ниже); в ст. VII и в особом Соглашении об интерпретации ст. VII - правила об оценке товаров для таможенных целей (см. подробнее § 309); в ст. VIII - правила об использовании различных сборов и применимых формальностей; в ст. X - правила об обязательной публикации национальных правил регулирования торговли; в ст. XI - правила о запрете количественных ограничений, а в ст. XII-XIV - исключения из этого запрета; ст. XVI - правила, рекомендующие отказ от экспортных субсидий; ст. XVII и Договоренность о толковании этой статьи - правила о деятельности государственных торговых предприятий (наблюдение за их деятельностью и гласность); ст. XIX - правила о применении чрезвычайных мер в отношении импорта, наносящего ущерб отечественному производству; ст. XX-XXI - правила о разрешениях применения ограничений по соображениям охраны здоровья людей, животных и растений.

Часть III (ст. XXIV-XXXV) - правила в основном процедурного, организационного и т.п. свойства, в том числе ст. XXVI - о статусе зон свободной торговли и таможенных союзов и ст. XXXV - о неприменении положений Соглашения в особых ситуациях, в частности ко вновь присоединяющимся странам.

И наконец, дополнительно включенная в ГАТТ часть IV (ст. XXVI-XXXVIII) - правила, относящиеся к особым условиям участия в ГАТТ развивающихся стран.

Исключения из общего режима ГАТТ

§ 283. ГАТТ можно назвать соглашением, сплошь состоящим из исключений, которых, пожалуй, больше, чем "чистых" правил. Кроме постатейных смысловых исключений, пестрящих по всему тексту, есть многообразные, так сказать, принципиальные исключения, относящиеся, в частности, ко всему режиму ГАТТ, в том числе:

- исключения, связанные с участием в интеграционных объединениях (ст. XXIV);

- особый преференциальный режим развивающихся стран;

- исключения для торговли отдельными товарами (например: торговля золотом и серебром - ст. XX; расщепляющимися и военными материалами - ст. XXI.b; охрана "национальных сокровищ" - ст. XX.f или национального культурного достояния; торговля товарами, производимыми трудом заключенных - ст. XX.e);

- исключения для защиты исчерпываемых природных ресурсов (экспорта их) - ст. XX.g;

- самым внушительным исключением из всего режима ГАТТ является практически вся международная торговля сырьевыми и сельскохозяйственными товарами. Хотя, что касается сельскохозяйственных товаров, в результате Уругвайского раунда намечен некоторый сдвиг (см. об этом § 344-347);

- исключения для защиты публичного порядка, являющегося одной из функций любого государства и включающего в себя, в частности: общественную мораль; жизнь и здоровье людей, фауны и флоры; традиционные цивилизационные ценности, в том числе права на интеллектуальные ценности и собственность; права человека в качестве потребителя (ст. XX ГАТТ). При этом меры по мотивам защиты публичного порядка не должны быть дискриминационными или представлять собой скрытое ограничение международной торговли;

- исключения по соображениям безопасности (ст. XXI) (как и исключения по защите публичного порядка - ст. XX) являлись традиционными еще в прежних двусторонних договорах и могут рассматриваться как своего рода международный обычай. Но с применением таких норм связана и широкая свобода их толкования, по сути определяемая суверенной волей государства, использующего эти принципы. Следует отметить, что исключения по соображениям безопасности практически применяются не по экономическим, но по политическим мотивам. Это обычно бойкот или эмбарго и иные нетарифные барьеры в торговле, причем прямо нацеленные именно на ограничение торговли и на дискриминацию подвергающегося санкциям государства. Поэтому логично в ст. XXI в отличие от ст. XX (о публичном порядке) нет оговорок о недискриминации и о неограничении международной торговли. Государство, по сути, вправе использовать любые меры защиты, когда под угрозой оказывается его безопасность (причем как оно само ее понимает!);

- исключения из запрета количественных ограничений.

§ 284. ГАТТ в принципе полностью запрещает использование импортных количественных ограничений в торговле (ст. XI). Однако из этого запрета допускаются специальные исключения, мотивируемые по существу исключительно финансовыми причинами, "угрозой серьезного сокращения" валютных резервов или необходимостью добиться "разумного темпа их увеличения" (ст. XII ГАТТ). При этом прямо предусмотрено, что оценивать ситуацию с резервами должен МВФ. Процедура введения количественных ограничений была особо уточнена и закреплена в особой Договоренности 1994 г. (в рамках Марракешского пакета) в отношении положений ГАТТ 1994 г., касающихся платежного баланса. Процедура включает, в частности:

- уведомление Генерального Совета ВТО со стороны члена, желающего ввести количественные ограничения. Члены ВТО могут потребовать рассмотрения вопроса в Комитете по ограничениям, связанным с платежным балансом. Решения его обязательны. На этой стадии к процедуре подключается и МВФ;

- количественные ограничения должны вводиться полностью на недискриминационной основе и не должны быть избирательными, селективными, но импортные контингенты (квоты) должны пропорционально распределяться между всеми странами-экспортерами. Ограничения вводятся в отношении всего импорта данного товара, исключения могут быть лишь для товаров первой необходимости или для удовлетворения основных потребностей;

- количественные ограничения носят характер "последнего" средства, они являются необходимыми дополнительными средствами к более "мягким" способам: дополнительные пошлины, импортные депозиты и т.п. методы, основанные на цене;

- ограничения могут быть только временными.

***

ГАТТ со всеми дополнениями к нему, в новом виде - ГАТТ-1994 остается становым хребтом всей системы ВТО, созданной на основе его норм и принципов.