logo
Вельяминов Г

Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)

1. Деньги как объект и инструмент международной торговли

§ 439. Экономическими функциями денег являются: измерение (мера имущественных ценностей), средство расчетов и платежей, средство накопления (тезаврация). Однако не только исторически, но и до наших дней все названные функции не принадлежат исключительно деньгам: мерой измерения ценностей имущества, средством тезаврации и средством платежа могут быть практически и любые иные ценности. С другой стороны, деньги могут представлять собой по сути и просто товар, наглядный пример: покупка-продажа иностранной валюты.

Эмиссия денег, авторитарное установление их стоимости (курса) по отношению к деньгам других государств, к золоту и т.п. - давно монополизировано государствами, использующими эту монополию в своих экономических и политических целях, нередко в ущерб интересам и собственного населения, и других государств.

§ 440. Деньги, их обращение внутри государства представляют собой один из важнейших составных элементов государственного суверенитета. Вся внутригосударственная финансовая (денежно-эмиссионная, налоговая, банковская и т.п.) система - есть суверенная компетенция государства. Вместе с тем в силу межгосударственных договоренностей элементы этой системы и даже вся она целиком могут быть переданы (как и другие составные части государственного суверенитета) общей коллективной межгосударственной системе (например, в рамках Евросоюза), которая в этих случаях приобретает качества самостоятельности в межгосударственных валютно-финансовых отношениях. Такая практика, однако, не меняет принципиального суверенного качества денежной функции государства, будь то унитарная, федеративная или иная межгосударственная форма.

§ 441. Наряду с этим в условиях широких международных экономических связей денежная валютная, финансовая политика государства может иметь весьма чувствительный эффект для интересов других государств и их физических и юридических лиц. Так, например, девальвация национальной валюты удорожает тем самым иностранную валюту, а таким образом и иностранные товары, соответственно затрудняя их импорт в данную страну, а с другой стороны, снижая относительную в сравнении с импортными товарами стоимость отечественных товаров, способствует тем самым их экспорту. Другой пример: повышение банковской кредитной ставки (в условиях свободы обращения межгосударственных банковских капиталов) привлекает в страну иностранный капитал и снижает кредитные возможности для капитала в собственной валюте, вызывая отток капиталов из других стран, оживляя приток иностранных капиталов, однако в ущерб инвестиционным возможностям отечественного капитала.

Не менее наглядное влияние на внешнюю торговлю и на движение инвестиционного капитала имеет внутринациональная валютная политика в части свободы или, напротив, ограничения трансграничных переводов капиталов. Для привлечения иностранных капиталов (или их оттока) прямое значение имеет и национальная налоговая политика.

Таким образом, с одной стороны, валютно-финансовое регулирование в каждой стране (как, впрочем, и общая экономическая и торговая политика) - есть суверенное дело каждого государства. С другой же стороны (в частности, в силу действия принципа уважения суверенитета других государств), внутригосударственные экономические, торговые, а равно валютные, налоговые и т.п. акции государства небезразличны для интересов других государств, что и является действенной причиной выработки государствами договорных и иных норм в рамках международного экономического (в том числе и валютно-финансового) права для обеспечения сбалансированных взаимных интересов государств.