logo
Вельяминов Г

Основные принципы гатт/вто

§ 294. В правовом аспекте кардинальное значение в деятельности ВТО имеют фундаментальные договорно-правовые принципы как общераспространенные (принципы наибольшего благоприятствования, недискриминации, национального режима, преференциальности), но со своими особенностями, так и специфические для ГАТТ/ВТО (исключительность тарифных средств регулирования; последовательность тарифных уступок, их связанность; прозрачность торгового регулирования). Принципы эти изначально заложены были в ГАТТ, затем пополнялись и обрели существующее сегодня закрепление и условия применимости, особенно документов Марракешского пакета.

§ 295. Принцип наиболее благоприятствуемой нации или, иначе, наибольшего благоприятствования - причем включающий (как своего рода "минимум") и принцип недискриминации, - в отношении применения и установления импортных и экспортных пошлин и иных сборов. Принцип наибольшего благоприятствования понимается в безусловной форме.

Поскольку принцип применяется к торговле товарами, важно само понятие "товара" в этих целях. Товары понимаются как эквивалентные, "подобные" продукты (т.е. не обязательно идентичные), которые определяются в качестве конкурирующих и заменяющих, что специфицируется на основе унифицированной тарифной классификации. Страны-члены, имеющие государственные торговые предприятия, должны обеспечивать недискриминационный подход при экспорте и импорте, осуществляемых соответствующими предприятиями.

Исключения из принципа наибольшего благоприятствования были специально оговорены в ГАТТ. Вот эти принципиальные исключения:

- преференциальные (в широком смысле) условия, зарегистрированные в ГАТТ (позднее в ВТО) и существующие для членов ГАТТ, с "замороженным уровнем" преференциальности. Сюда могут относиться, к примеру, особые преференциальные условия между бывшими колониями и метрополиями;

- таможенные союзы и зоны свободной торговли. Исключения при этом допускаются только для объединений между развивающимися странами или для объединений иных стран при условии строгих критериев, а именно: пошлины и иные торговые барьеры относительно (в основном) всей торговли между странами объединения должны быть устранены, а пошлины и другие установления, влияющие на торговлю стран - членов объединения со странами, не входящими в данное объединение, не должны быть более ограничительны, нежели те, которые существовали до образования данного объединения стран;

- продукты, происходящие из развивающихся стран (включая преференциальные тарифы на основе "Общей системы преференций"; преференциальные нетарифные барьеры; региональные или глобальные договоренности между развивающимися странами; специальные преференции для наименее развитых стран).

Льготный режим для развивающихся стран первоначально в рамках ГАТТ породил проблему так называемых "free riders" ("бесплатных пассажиров"). Развивающиеся страны пользуются всеми преимуществами, предоставляемыми в ГАТТ, не будучи формально его участницами и не принимая на себя всех обязательств в рамках ГАТТ. Согласно правилам ВТО для развивающихся стран могут устанавливаться переходные периоды для принятия этими странами новых обязательств, но в конечном итоге имеется в виду выполнение ими тех же обязательств, которые несут и развитые страны. Льготы могут сохраняться, особенно для наименее развитых стран, но при одобрении большинством голосов стран-членов ВТО и на ограниченные сроки.

Следует отметить, кроме того, что условия Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) не вполне укладываются в режим наибольшего благоприятствования, изначально рассчитанный на действие лишь в торговле товарами.

§ 296. Принцип национального режима применительно к импортированным товарам в отношении национального регулирования, включая налоги, сборы, имущественные условия для товаров и транспортных средств, которые не должны подвергаться худшим условиям, нежели национальные. На иностранный товар после его таможенной очистки полностью должно распространяться законодательство страны импорта, без особых более строгих условий для импортного товара.

§ 297. Принцип исключительности тарифных средств защиты национального производства. Для такой защиты могут в принципе использоваться лишь таможенные тарифы и рыночные механизмы. Любые сборы, кроме тарифных, должны ограничиваться примерной стоимостью соответствующих предоставляемых услуг. Требования к обозначениям происхождения товара не должны быть дискриминационными. "Избавительная оговорка" (escape clause) в ГАТТ, позволяющая установление тарифных и нетарифных барьеров, ограничивает такое установление непредвиденным развитием импорта в настолько возросших объемах и условиях, которые причиняют или угрожают серьезным ущербом. Установление барьеров должно быть ограничено размером и временем, которые необходимы для предотвращения или компенсации ущерба. Исключения также допускаются из соображений национальной безопасности, публичного порядка, дефицита снабжения или национальной стабилизации цен, угрозы здоровью и тому подобные действительные основания внутренней социальной политики.

§ 298. Принцип последовательности тарифных уступок. Страна, вступающая в ГАТТ, должна представить перечень тарифных уступок, а также не соответствующих условиям ГАТТ нетарифных ограничений. Эти уступки и снятие ограничений должны быть согласованы на коллективной основе. Всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице (обычно в результате длительных тарифных переговоров в ходе многосторонних конференций - "раундов"), автоматически, немедленно и безусловно в силу принципа наибольшего благоприятствования распространяется на все страны-участницы ГАТТ. Соответствующие договоренности в рамках ГАТТ о взаимных таможенно-тарифных уступках оформляются в договорном порядке и юридически обязательны для государств-участников.

§ 299. Принцип связанности. Предоставляемые каждой страной уступки и принятые в рамках ГАТТ/ВТО обязательства представляют собой своего рода "ватерлинию", ниже которой не должны опускаться эти уступки и которая сохраняется для страны, пока она участвует в ГАТТ/ВТО, а соответствующие условия становятся "связанными". В дальнейшем тарифные уступки и нетарифные барьеры могут в одностороннем порядке или на основе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ ("раундов") понижаться, но не повышаться.

§ 300. Принцип "прозрачности" (транспарентности). Любые национальные законодательные и административные правила внешнеэкономического регулирования должны согласно условиям ВТО публиковаться, быть доступными, в том числе и для иностранных заинтересованных лиц и организаций.

3. Международная торговая палата (МТП)

§ 301. МТП - наиболее старая неправительственная организация универсального (всемирного) значения в области содействия международным экономическим отношениям. Разумеется, существует множество и других правительственных международных организаций в сфере международной торговли, но МТП не только "древнейшая", но и наиболее результативная по степени воздействия на регулирование международной торговли. Поэтому и приводится здесь в виде своего рода "примерной".

МТП создана в 1919 г., в состав ее входят более 1500 национальных торгово-промышленных палат (иногда МТП называют "палатой палат"), союзов предпринимателей и более 6000 крупнейших хозяйственных компаний из большинства государств всего мира. Целями МТП является содействие развитию международных экономических связей и снятию препятствий для этого, а также укрепление всесторонних контактов деловых кругов на международном уровне. Местонахождение МТП - Париж.

Торгово-промышленная палата Российской федерации с 1993 г. является членом МТП со статусом "члена национального уровня" (т.е. общенационального значения). Другие российские торговые или торгово-промышленные палаты (региональные и т.п.) также являются членами МТП.

§ 302. Будучи неправительственной организацией, МТП не принимает каких-либо обязывающих решений. С другой стороны, многие разрабатываемые в рамках МТП документы факультативного характера находят в жизни самое широкое применение. Здесь следует прежде всего назвать практически универсально используемые в сделках купли-продажи Международные правила толкования торговых терминов - базисных условий поставки товаров в контрактах купли-продажи (таких терминов, как: СИФ, ФОБ, ФАК и т.д.), известные больше в аббревиатуре: Инкотермс (INCOTERMS). Периодически Правила пересматривались. В некоторых странах (Испания, Ирак) Правилам была даже придана сила национального закона. В России они практически получили значение обычноправовых норм.

В МТП разработано множество и иных документов с подобной же факультативной силой и с такой же практической применимостью унификационного значения. (Подробнее см. § 513, 555, 556.)

По инициативе МТП заключались серии межправительственных договоров, в том числе об устранении двойного налогообложения, об условиях функционирования заграничных филиалов хозяйственных компаний и др.

Приведенные далеко не полные примеры разработок в рамках МТП дают достаточное представление о масштабности и широте охвата самых разнообразных сфер международного экономического сотрудничества с целями содействия их развитию.

В институализационном плане под эгидой МТП или в виде аффилированных с ней учреждений созданы и функционируют: Институт международного права и практики в области предпринимательства (1979 г.); Международный центр экспертиз (1976 г.); Бюро международного судоходства (в Лондоне); Бюро экономических преступлений (1992 г.), которое проводит самостоятельные расследования и в сотрудничестве с национальными правоохранительными органами; Бюро контрафактных расследований с задачами выявления фальсификаций товаров, товарных знаков и мест происхождения и др.

В самой Палате действуют десятки вспомогательных органов, подготавливающих проекты соответствующих документов.

§ 303. Важнейшим органом, действующим под эгидой МТП, является Международный арбитражный суд МТП для рассмотрения международных коммерческих споров. Это не только один из старейших арбитражных судов подобного типа, но едва ли не самый авторитетный. Суд создан был еще в 1923 г. для разрешения споров по коммерческим контрактам, в особенности заключенным между предпринимателями из разных стран.

В настоящее время Суд действует на основе Арбитражного регламента МТП, вступившего в силу с 1998 г. (Док. МТП N 581). Регламент, как обычно и в других постоянных коммерческих арбитражных судах, содержит правила, относящиеся к процедуре работы Суда, схему арбитражных сборов и т.п. Кроме того, для регулирования примирительных действий при рассмотрении споров до передачи исков в Арбитражный суд Палаты в 1988 г. принят был особый Регламент примирительной процедуры.

В рамках Суда существует факультативный список с более чем 60 квалифицированными арбитрами из 50 с лишним различных стран. Два раза в год Судом выпускается Информационный бюллетень. Судом разработана стандартная арбитражная оговорка о передаче спора в Международный арбитражный суд при МТП для включения по добровольному желанию сторон в заключаемые ими коммерческие контракты, а также рекомендация указывать при этом применимое к спору право, место и язык арбитражного производства, количество арбитров. Ежегодно Суд в среднем за все его существование рассматривает и выносит решения по 100-150 спорам.

Надо подчеркнуть при этом, что Суд не является инстанцией для рассмотрения публично-правовых межгосударственных споров. Деятельность Суда, вместе с тем, в большой степени способствует прогрессу гармонизации права международной торговли, как права частноправовых, гражданских отношений.

Контрольные вопросы:

1. Как трактуется феномен международной торговли и понятие международного торгового права?

2. Когда и как возникло Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), его правовое значение и эволюция, основные исключения из общего режима ГАТТ?

3. В чем заключались предпосылки и результаты Уругвайского раунда ГАТТ?

4. Чем характеризуется правовой статус Всемирной торговой организации (ВТО), ее структура, порядок принятия решений, условия присоединения к ВТО, перспективы вхождения России в ВТО?

5. Каковы основные правовые основы (принципы) функционирования системы ГАТТ/ВТО?

6. В чем заключается роль Всемирной торговой палаты (ВТП) в развитии международного экономического права, правовой статус и основные направления работы ВТП и Международного арбитражного суда ВТП?