logo
Вельяминов Г

3. Международный режим "общего наследия человечества"

§ 617. В узком смысле международно-правовая концепция "общего наследия человечества" впервые была обозначена лишь применительно к дну Мирового океана и его ресурсам (выступление посла Мальты А.Прадо на Генеральной Ассамблее ООН в 1967 г.).

Статус так называемого "общего наследия человечества" официально присвоен был Району морского дна Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. в Декларации принципов, определяющих дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции. Затем этот термин был с некоторыми нюансами применен и в Соглашении 1979 г. о деятельности государств на Луне и других небесных телах.

§ 618. "Общее наследие человечества" не означает общей собственности в цивилистическом смысле, это лишь возможность равнодоступного (общего), но строго контролируемого и на согласованных условиях - пользования. В доктринальном плане, на наш взгляд, этот термин извинительно использовать (в том числе в настоящем курсе) как наиболее емкий и выразительный применительно ко всему в широком смысле конгломерату планетарных и околопланетарных пространств и субстанций, не находящихся под суверенитетом какого-либо государства или нескольких государств, но, образно говоря, "ничьих", а вернее, находящихся под покровительством всего человечества. В этом смысле - это сам Мировой океан ("открытое море"), его дно, космос, Антарктида и т.п. Хотя, подчеркнем, строго формально термин "общее наследие человечества", разумеется, официален только в актах, где он употребляется как таковой.

В наше время еще больший интерес, нежели традиционно обеспечиваемая международно-правовая защита прав государственной собственности на территорию, - имеет регулирование имущественных прав государств на объекты, не находящиеся в территориальных пределах государств, в частности, это - международный район морского дна (Район), космос, Антарктика, а также океанические, о которых уже говорилось выше, морские пространства ("открытое море") и их природные ресурсы.

Режим международного района (Район) морского дна

§ 619. Основные принципы и элементы правового режима пространств и ресурсов международного района морского дна установлены Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Некоторой аналогией Району может быть Антарктика, Луна и другие небесные тела, т.е. - объекты, изъятые в силу международного права из национального присвоения каким-либо государством.

Что касается эксплуатации ресурсов Района, она осуществляется под управлением специальной межправительственной организации - Международного органа по морскому дну (Орган).

Деятельность по разведке и разработке ресурсов Района и иные виды деятельности могут носить только мирный, невоенный характер. По инициативе СССР был в 1970 г. одобрен Генеральной Ассамблеей ООН текст Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, а затем и подписан многими государствами. Договор действует за пределами территориального моря. Предусмотрена система контроля исполнения договора.

§ 620. Объявленные "общим наследием человечества" ресурсы Района не подлежат присвоению каким-либо государством, не могут отчуждаться, ни одно государство не может претендовать на суверенные права на них. Орган по морскому дну должен обеспечивать упорядоченное и рациональное использование ресурсов Района, предотвращать монополизацию освоения ресурсов, координировать добычу ресурсов. Освоение ресурсов осуществляется в 3 стадии: поиск, разведка и разработка.

Поиск осуществляется свободно государствами, международными организациями и лицами без ограничения количества изыскателей. Но изыскатель до начала поисковых работ представляет Органу по морскому дну обязательство по соблюдению норм Конвенции и Правил, установленных Органом, а также о границах поисковой деятельности.

Система разведки и разработки ресурсов Района осуществляется под контролем Органа специальным Предприятием Органа (функции Предприятия выполняет Секретариат Органа) или государствами-участниками, или находящимися под их контролем государственными предприятиями либо физическими или юридическими лицами на основе контрактов, выдаваемых Органом.

Контракт предоставляет производителю работ (контрактору) исключительное право на разведку конкретно указанных категорий ресурсов Района в определенных его пределах. Орган имеет право осуществлять контроль за деятельностью по освоению ресурсов. В случае возникновения споров по контракту они разбираются либо специальной Камерой по спорам, касающимся морского дна, либо по просьбе любой стороны - коммерческим арбитражем в соответствии с положениями Конвенции о морском праве. Решения Камеры или арбитража подлежат исполнению на территории каждого государства-участника Конвенции (см. § 779).

Конвенция также устанавливает нормы, правила и процедуры, определяющие размер финансовых обязательств держателей контрактов, порядок исчисления их размеров и расчетов с Органом. По выбору контрактора применяется либо единая система расчетов с Органом (уплата твердого процента от стоимости добычи), либо смешанная система (уплата определенных процентов от стоимости добычи, а также часть чистых поступлений). Кроме того, контрактор уплачивает Органу крупный административный сбор при подаче заявки и ежегодный сбор со дня вступления контракта в силу до утвержденной даты начала коммерческого производства.

Разработчик может осуществлять производство только в пределах лимита общего объема производства минерального сырья, установленного Органом. Вся система рассчитана на добычу металлоконкреций. Добыча нефти и газа в Районе, в отличие от континентального шельфа, пока практически неосуществима, и эта проблема остается открытой.

§ 621. Особая Компенсационная система функционирует под эгидой Международного органа по морскому дну, действующему в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., с целью выработки мер для защиты экономики развивающихся стран от отрицательных для них последствий деятельности по освоению ресурсов международного района морского дна.

Космос

§ 622. Что касается так называемых космических объектов, то под ними понимаются объекты, запущенные в космическое пространство, а также объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле. Это также составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части. Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Соглашению о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., и Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., а также Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 г. (Россия в последнем не участвует) - космические объекты остаются под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого они занесены, во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Во время нахождения космических объектов и их составных частей в космическом пространстве, на небесном теле и по их возвращении на землю сохраняются права собственности на них. Космические объекты, оказавшиеся на территориях других государств, должны быть возвращены собственнику по его требованию.

§ 623. Режим космического пространства, т.е. пространства за пределами атмосферы Земли, включая небесные тела, определяется, в частности, указанными конвенциями и исходит из того, что пространство это открыто для исследования и использования всеми государствами на основе принципов равенства, сотрудничества, взаимной помощи и недискриминации. Космическое пространство не подлежит государственному присвоению любыми средствами. В космосе запрещено испытание и размещение ядерного оружия и любых иных видов оружия массового поражения. Государства-участники Соглашения 1979 г. обязались, в частности, на Луне установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда это станет возможным.

Антарктика

§ 624. Антарктика - это огромный район планеты, включающий материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и шельфовые ледники. Режим Антарктики регулируется Договором от 1959 г., главными основами которого являются: полная демилитаризация, безъядерный статус, свобода (но под контролем) научных исследований в мирных целях, обмен информацией, сохранение и охрана природных ресурсов и уникальной экологической среды. При этом не ограничиваются в прилегающих районах открытого моря свобода судоходства, рыболовства, прокладка подводных телеграфных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря.

§ 625. Что касается использования территорий Антарктики в экономических интересах, во-первых, существуют ограничения для отлова 3 из 6 видов антарктических тюленей и запрет отлова других 3 видов в соответствии со специальной Конвенцией 1972 г. о сохранении антарктических тюленей. Кроме того, в силу Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г. детально регламентируются как для стран-участниц Конвенции, так и для третьих государств меры по сохранению живых ресурсов (все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных, птиц, тюленей, китов и др.), без умаления прав государств-сторон по международным Конвенциям по регулированию китобойного промысла 1946 г. и по сохранению тюленей Антарктики 1972 г. В 1988 г. была также принята Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики. Эта Конвенция, однако, оказалась в "подвешенном" состоянии и фактически основы ее оказались кардинально изменены Протоколом 1991 г. об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1954 г. Этим Протоколом Антарктика объявлена "природным заповедником, предназначенным для мира и науки", а любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается. Любая деятельность - научные исследования, туризм и т.п. - в Антарктике разрешается лишь после оценки (на национальном, а при необходимости на международном уровне) воздействия ее на окружающую среду. Исключением является возможное в будущем использование антарктического льда для пополнения источников пресной воды. Протокол предусматривает, что по истечении 50 лет (т.е. в 2041 г.) может быть созвана международная конференция для изучения применения Протокола, хотя с согласия всех договаривающихся сторон-членов Консультативного совещания по Договору об Антарктике в Протокол могут вноситься поправки в любое время.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическое освоение Антарктики, а следовательно, и соответствующие имущественные права как государств, так и частных лиц в настоящее время строго юридически лимитированы.

Проблемы экологической охраны общего планетарного имущества

§ 626. Выше уже приведены примеры международных усилий на договорной основе по защите природной среды морей, Антарктиды, даже в космической сфере. Хуже обстоит дело с экологической охраной воздушной среды, не менее подвижной и не менее неприсвояемой, чем морские воды.

Скромной попыткой договорным путем ограничить на многосторонней основе загрязняемость атмосферы и противодействовать изменению климата может служить Киотский протокол 1997 г. об установлении для каждой страны-участницы квот на выброс парниковых газов, в развитие рамочной Конвенции ООН по изменению климата. К сожалению, вступление Киотского протокола в силу долго тормозилось (на 2003 г.) отказом ратифицировать этот документ основными "загрязнителями" атмосферы - США и Китаем.

Протокол интересен в рамках экономического сотрудничества государств тем, что он в принципе предусматривает возможность продажи "воздуха", точнее, дает право государству передавать другим государствам часть своей "нереализованной" квоты на выбросы. 90% от "сэкономленного" страна обязана оставлять себе "на черный день", но оставшуюся десятую часть можно продавать "на сторону".

В целом надо отметить, что бурный рост производства, стимулируемый в значительной мере созданием в рамках ГАТТ/ВТО благоприятных торговых условий на мировом рынке для обмена продуктами производства, сказывается самым печальным образом на экологической обстановке планеты. В рамках ВТО, однако, как и в других международных организациях, эта проблема остается мало затрагиваемой в части оздоровления среды. И это обстоятельство служит одним из главнейших поводов для протестов антиглобалистов в адрес международных учреждений, таких как ВТО, МВФ, "Большая восьмерка" и др.

Контрольные вопросы:

1. Как понимать международное имущественное право? Его отличие от международного торгового права?

2. В чем состоят особенности государственной территориальной собственности в отличие от гражданской земельной и иной собственности?

3. В чем состоят международные имущественные права на морские пространства? В чем различие имущественного правового статуса континентального шельфа, исключительной экономической зоны, открытого моря?

4. Как регулируются имущественные права особых морских пространств и ресурсов, в том числе Каспийского, Азовского морей?

5. В чем особенности имущественного правового режима международного района морского дна, космоса, Антарктиды?