logo
Вельяминов Г

6. Услуги в области связи и коммуникаций

§ 418. Современные виды международной связи и коммуникаций весьма разнообразны, причем в последнее время непрерывно появляются все новые виды. Исторически это, прежде всего, - почтовая связь, затем появляется электрическая связь: телеграф, телефон, телетайп, радио, телевидение, факсимильная связь, спутниковая связь, Интернет и т.п.

Одной из старейших международных организаций считается Всемирный почтовый союз, возникший в 1874 г., а с 1947 г. ставший специализированным учреждением ООН. Он содействует, в частности, международному сотрудничеству в культурном, социальном и экономическом планах. На основе Устава Союза создана единая общемировая почтовая территория для обмена письменной корреспонденцией, гарантируется свобода транзита на всей этой территории.

§ 419. Другой подобной организацией является Международный союз электросвязи, зародившийся еще в 1865 г., в настоящее время имеющий статус специализированного учреждении ООН и работающий на основе Устава и Конвенции о Международном союзе электросвязи 1992 г. В функции Союза входит сотрудничество в использовании всех видов электросвязи, включая содействие их экономической эффективности и оказание технической помощи.

§ 420. Еще в XIX в. широкое международное распространение телеграфной связи вызвало к жизни заключение, к примеру, Международной конвенции по охране подводных кабелей 1882 г. Основные ее положения отражены также в Конвенциях об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Повреждение кабеля наказуемо независимо от возмещения убытков. Контроль (охрана) осуществляется военными судами государств-участников.

§ 421. Наиболее технически совершенная международная связь с помощью искусственных спутников Земли и коммерческое использование этой связи уже в 70-е гг. прошлого, XX века вызвали к жизни институализированное сотрудничество в этой области.

Образованы были для целей коммерческого использования возможностей спутниковой связи специальные международные организации: "Инмарсат", "Интелсат", "Интерспутник", "Евтелсат", "Раском" и др. Некоторые из них получили статус частных компаний, в том числе: "Инмарсат" (Великобритания), "Интелсат" (США), "Евтелсат" (Франция).

Примером может служить история Международной организации морской спутниковой связи ("Инмарсат"). Она была создана в 1976 г. для обеспечения морской связи с помощью искусственных спутников Земли. Членами Организации являлись как государства (Стороны) Конвенции об "Инмарсат", так и национальные неправительственные организации (участники особого Эксплуатационного соглашения). Финансировалась "Инмарсат" за счет взносов "участников". В дальнейшем, однако, "Инмарсат" была приватизирована под новым полным названием "Международная организация мобильных спутников".

§ 422. Прямое (непосредственное) телевизионное вещание с использованием спутников вызвало необходимость его правового урегулирования. В 1982 г. Генассамблея ООН приняла резолюцию: Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. Принципы предусматривают, что организация такого вещания может создаваться только соглашением между государством вещания и государством приема.

Международный рынок космических услуг

§ 423. Все весьма капиталоемкие космические технологии создавались и использовались изначально в основном в военных целях и финансировались за счет государственных бюджетов (СССР, США, Китай, Франция и др.).

Но уже в 1962 г. в США был принят закон о коммерческом использовании американских спутников связи; это послужило началом быстрого развития международного рынка космических услуг. При этом США с самого начала стремились держать этот рынок под жестким контролем. Эффективным рычагом такого контроля были экспортные ограничения США, действовавшие на поставку в СССР, страны Восточной Европы и целый ряд других государств космической аппаратуры, производимой в США или содержащей компоненты американского производства. США не останавливались и перед применением санкций к странам, заключающим между собой "неодобряемые" США сделки на поставки ракетной техники.

Примером может служить острый международный конфликт, возникший в связи с заключением в 1992 г. между российскими и индийскими предприятиями контракта о поставке в Индию российских криогенных реактивных двигателей. США в связи с этой сделкой ввели запреты на любые торговые операции с индийскими и российскими предприятиями, заключившими контракт. "Юридически" США обосновали свои санкции несоответствием российско-индийского контракта договоренности 18 западных стран о "Режиме контроля за распространением ракетных технологий", в которой, между тем, ни Россия, ни Индия не участвовали.

§ 424. Перекрывая такого рода средствами возможности определенным странам, обладающим ракетными технологиями (Россия, Китай, Украина) для беспрепятственного выхода на международный рынок космических услуг, США в качестве "клапана" для такого выхода использовали заключение с этими странами так называемых соглашений о "добровольном ограничении экспорта", хотя и осуждаемых в рамках системы ГАТТ/ВТО (см. § 322).

Соответственно США заключены были особые соглашения о регулировании торговли услугами в области запусков космических спутников ракетами-носителями с Китаем (1989 г. и 1995 г.), Россией (1993 г. и 1996 г.) и Украиной (1995 г.). Все эти соглашения однотипны, они предусматривают строгие односторонние обязанности названных стран в отношении разрешаемых им запусков коммерческих спутников для пользователей из третьих государств. Обязанности включают: количества, сроки и орбиты запусков, а также нижние лимиты цен, сравнимых с ценами для аналогичных запусков спутников США и других западных стран. Предусматривался и предварительный контроль США в каждом случае осуществления запуска с полезной нагрузкой (компонентами), требующей выдачи экспортной лицензии США.

Аналогичным образом установлены были ограничения для российских коммерческих запусков космических спутников и в Соглашении 1994 г. о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.

Таким образом, для наиболее конкурентоспособной высокотехнологичной отрасли российского экспорта на мировом рынке установлен был режим диктата и сдерживания, "право силы", являющее собой вопиющее противоречие широко пропагандируемой концепции либерализма и свободы конкуренции. Лицо экстравертного протекционизма и неоглобализма без прикрас.