§ 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительств (кроме представляющих собой плату за конкретные виды обслуживания), в отношении вознаграждения и сборов, взимаемых представительством при выполнении своих официальных обязанностей;
- свободный и беспошлинный ввоз предметов для официального пользования представительства и для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи. Имущественный иммунитет распространяется и на помещения представительств и частные резиденции дипломатических агентов и соответствующие предметы.
В то же время в Конвенции заложен принцип функциональности, ограничимости иммунитетов. Дипломатические агенты пользуются иммунитетами от уголовной, гражданской и административной ответственности (ст. 31) и налоговым иммунитетом (ст. 34), но за исключением случаев, когда, говоря обобщенно, дипломатический агент выступает в качестве частного лица, в связи с его коммерческой деятельностью и т.п.
В Конвенции сформулирован и важный принцип, согласно которому возможный отказ от юрисдикционного иммунитета не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения судебного решения, для чего требуется особый отказ (ст. 32 п. 4).
Сформулированные в фактически универсального значения Конвенции нормы и принципы, хотя формально действуют, в отношении четко ограниченного круга определенных лиц (и имуществ), связанных с дипломатическими сношениями, - имеют авторитетнейшее значение и для толкования и понимания института государственного иммунитета в его целостности.
§ 96. На практике имели место нередкие посягательства на имущество, в частности, российских посольств и иных российских представительств по имущественным претензиям к Российскому государству как таковому. Так, в порядке принудительного исполнения решения арбитража в Стокгольме 1997 г. по иску швейцарской компании "Нога" к Российскому государству были арестованы во Франции банковские счета российского посольства и торгпредства, представительства России при ЮНЕСКО и т.д. Однако арест со счетов российских представительств был снят в силу признания иммунитета по сути государственной собственности, используемой государством в его властных прерогативах.
Надо подчеркнуть, что как коммерческий (или некоммерческий) характер сделки (контракта), так и коммерческий (или некоммерческий) характер использования имущества (собственности) подлежат определению с точки зрения критериев характера и целевого назначения сделки или собственности государства. Этот подход отражен был и в упоминавшемся проекте Статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
Наиболее задействованными в практике внешнеэкономических отношений государств обычно признаются следующие виды государственного иммунитета.
§ 97. Судебный (юрисдикционный) иммунитет, основывающийся на обычно правовой норме: "par in parem non habet jurisdictium". В отличие от дипломатического юрисдикционного иммунитета, применяемого к дипломатическим представителям государств, юрисдикционный государственный иммунитет действует как универсально применимый в международных отношениях государств. Этот иммунитет, исходя из концепции абсолютного иммунитета, означает, что без согласия государства оно во всех случаях не может быть привлечено к суду другого государства. Но с позиций функционального иммунитета "торгующее государство" может быть и без его прямого согласия привлечено к суду иного государства, если спор подпадает под юрисдикцию этого последнего в силу соответствующих применимых норм, определяющих подсудность спора.
И в случае применения юрисдикционного иммунитета (в процессуальном плане) это не означает освобождения государства от выполнения им своих обязательств по сделке, или от ответственности за ее неисполнение, или от ответственности за возмещение причиненного вреда. Применение иммунитета означает лишь, что спор может рассматриваться по иску, но только в суде данного государства.
§ 98. В правовом смысле, если применяется юрисдикционный иммунитет, можно говорить об использовании соответствующего международно-правового института. При отказе же в применении иммунитета дело переходит в плоскость того или иного национального правопорядка. В принципе, согласно нормам международного частного права отдельных государств не обязательно применимым является право страны, в суде которой рассматривается спор.
Сложность в том, что при отсутствии международно-правовых норм, определяющих критерии коммерческого или некоммерческого характера сделки государства или характера его собственности (что пытались определить в упоминавшемся проекте Статей о юрисдикционных иммунитетах Комиссии международного права ООН), соответствующий национальный суд, решающий вопрос о юрисдикционном иммунитете, волей-неволей должен использовать национально-правовые критерии и подходы, как нормативные, так и судебной практики. При этом используемые критерии определения характера (природы) и целей действия иностранного государства вряд ли вполне укладываются в рамки процессуальных норм права (например, природа сделки, правовой статус собственности и т.п.).
§ 99. Иммунитет от предварительного обеспечения иска. Хотя предварительное обеспечение иска есть по существу тоже судебное действие, соответствующий иммунитет в отношении такой судебной акции рассматривается как самостоятельный вид государственного иммунитета, поскольку принудительные меры в большей степени вторгаются в суверенные права государства, нежели рассмотрение судом иска против иностранного государства. Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает неприемлемость каких-либо властных, принудительных мер в отношении государственной собственного без согласия данного государства, если исходить из концепции абсолютного иммунитета.
Но с позиций функционального иммунитета предварительное обеспечение иска может быть применено в отношении имущества, связанного с коммерческой деятельностью государства. При этом суд устанавливает характер, целевое назначение действий государства, а также и действительную принадлежность имущества, в отношении которого испрашивается предварительное обеспечение. Так, по искам И. Щукиной и И. Коновалова, в частности: к Российской Федерации, к Государственному Эрмитажу, к Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и к Центру Помпиду в Париже, французский суд в конечном итоге в 1993 г. отказал в требовании истцов о наложении в качестве предварительного обеспечения иска ареста на картины А. Матисса из Государственного Эрмитажа и Музея им. А.С. Пушкина, выставлявшиеся в Центре Помпиду в Париже. Суд при этом использовал как критерий характер действий государственных музеев России (такие действия не могли осуществляться любым частным лицом, но только государством или его музеями), так и критерий цели действий (отсутствие коммерческого интереса). Суд исходил при этом также из того, что выставлявшиеся картины являются государственной собственностью России, находящейся во владении соответствующих государственных российских музеев.
§ 100. Иммунитет от принудительного исполнения судебного (арбитражного) решения. По своему характеру (принудительность, властность действия) исполнение вступившего в законную силу решения по существу дела, хотя и сходно с судебным решением о предварительном обеспечении иска, идет в этом направлении (принудительность и бесповоротность) еще далее. В частности, принудительное исполнение судебного решения, как и предварительное обеспечение иска, в силу в том числе соответствующих международных договоров о правовой помощи, может осуществляться и за пределами национальной юрисдикции суда, рассматривающего дело. Так, швейцарская компания "Нога" по упомянутому выше судебному делу пыталась добиться предварительного обеспечения иска, а затем исполнить в принудительном порядке решение шведского арбитражного суда (1997 г.) против Российской Федерации в других странах: Люксембург, Швейцария, Франция.
§ 101. Исходя из того, что судебный (юрисдикционный) иммунитет, иммунитет от обеспечения иска и иммунитет от принудительного исполнения судебного (арбитражного) решения рассматриваются в качестве самостоятельных видов государственного иммунитета, в тех случаях, когда для отказа от иммунитета требуется согласие государства, такое согласие должно быть явственно дано отдельно в отношении каждого из указанных видов иммунитета, на что обращалось внимание и в упомянутом проекте Статей о юрисдикционных иммунитетах 1991 г. Комиссии международного права ООН (ст. 18).
§ 102. Иммунитет государственной собственности. Этот вид иммунитета имеет самостоятельное значение. Он распространяется как на государственную собственность, используемую в дипломатических сношениях (например, помещение дипломатических представительств и иное их имущество), так и вообще на любую иную государственную собственность. Этот иммунитет может быть не обязательно связан с судебными, исковыми требованиями к иностранному государству и к его собственности, когда задействованными становятся соответствующие описанные выше иммунитеты, связанные с возбуждением исков в судах и арбитражах. Достаточно сказать об иммунитетах государственных военных и отчасти невоенных государственных морских и иных судов, а также и об ином государственном имуществе, правомерно оказывающемся за пределами территориальной юрисдикции данного государства, причем иммунитет распространяется и на любые внесудебные действия.
Различия в правовом статусе отдельных государств
§ 103. Важнейшей особенностью МЭП является то, что в нем признаются некоторые отступления от общепризнанного в международном праве когентного принципа равноправия государств. Эти отступления выражаются прежде всего в особом принципе преференциальности. По сути это универсально признанное в системе ООН отступление от принципа равноправия наглядно выражено в согласованной в ООН Общей системе преференций, т.е. системе таможенных тарифных льгот для развивающихся стран. В результате развивающиеся страны поставлены были в привилегированное, преференциальное по отношению к прочим государствам (формально неравноправное в отношении этих последних) положение, во имя приближения к равенству фактическому. Таким образом, в международном экономическом праве возник особый правовой государственный статус, присущий одной из категорий субъектов МЭП, а именно статус развивающегося государства, которому свойственны специальные сравнительно с другими государствами привилегии, преференциальность, в отступление от когентного принципа равноправия государств.
Создаются некие основания говорить о том, что в рамках МЭП действует система норм, регулирующих правовой статус и правоотношения с участием развивающихся стран. Эта система норм, как уже упоминалось, выделяется иногда в доктрине и в особое "международное право развития". Однако говорить об отдельной отрасли права, очевидно, трудно, поскольку для этого нет ни обособленной правовой базы в отрыве от общего международного права, ни достаточной количественно-нормативной базы. В то же время особый институт преференциального режима развивающихся стран в рамках МЭП несомненен. К этому институту могут быть отнесены:
- нормы, регулирующие определение статуса развивающейся страны, а также статуса членов особых подгрупп (наименее развитые страны, новые индустриальные страны и т.д.);
- нормы, определяющие конкретные особенности преференциального режима развивающихся стран;
- локального и общего характера нормы, принятые и признаваемые действующими как самими развивающимися странами, так и некоторыми другими государствами, например принцип постоянного суверенитета над своими природными ресурсами и другие нормы, разработанные в 70-х гг. XX в. в ООН в рамках так называемого "Нового международного экономического порядка", в "Хартии экономических прав и обязанностей государств" (1974 г.). Заметим, однако, что нормы эти, будучи приняты в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, с точки зрения их обязательной силы формально - не более чем рекомендательны.
Существуют и иные особого рода общепризнанные, групповые правовые режимы преференциального характера для отдельных государств, в том числе режим для стран, не имеющих выхода к морю и т.п., т.е. на основе объективных специальных качеств, присущих отдельным странам, как и в случае с развивающимися государствами.
§ 104. Кроме того, преференциальным исключением из принципа равноправия государств в экономических отношениях стало широкое распространение участия государств в преференциальных группировках, объединениях, таких как зоны (ассоциации) свободной торговли, таможенные союзы, интеграционного характера экономические союзы. Страны-участницы указанных группировок предоставляют друг другу преференциальные торгово-политические льготы, вплоть до полной взаимной свободы торговли, без предоставления, однако, таких льгот всем прочим, "третьим" государствам. По существу, с экономической точки зрения такого рода преференции между некоторыми государствами в сочетании с неравенством всех иных, "третьих" государств - есть своеобразная форма коллективного протекционизма.
В отличие от особого субъектного статуса развивающихся государств, статуса, свойственного именно данному государству как таковому, преференциальные льготы в рамках региональных, интеграционных группировок нет оснований трактовать как некий особый государственный статус, ибо такой преференциальный статус не свойственен тому или иному государству имманентно в силу особых качеств самого государства (как в случае с развивающимися государствами), но имеет место лишь в связи с согласовываемым на взаимной основе участием в той или иной группировке.
В этом смысле и участию в системе Всемирной торговой организации (ВТО) также сопутствует использование преференциальных, льготных норм, регулирующих отношения между странами-участницами, но не распространяющихся на страны-аутсайдеры. Налицо парадокс совмещения высокой степени либерализма внутри ВТО с элементами коллективного протекционизма, обращенного наружу.
§ 105. Нет правовых оснований выделять в МЭП и в международном торговом праве также некие "привилегированные наиболее передовые государства", о чем упоминалось выше (§ 58). Элементы силового могущества отдельных государств не могут признаваться правовой основой для наделения таких государств каким-либо особым, привилегированным статусом. Статус постоянных членов Совета Безопасности ООН, созданного с исключительной целью сохранения безопасности в обстановке мироустройства после кровопролитнейшей в истории войны, причем на условиях соблюдения баланса межгосударственных политических сил в Совете Безопасности с применением права вето, - никак не может служить примером для подражания, особенно в рамках международного экономического права.
§ 106. Наконец, следует отметить, что отдельные страны (в частности США, страны Евросоюза) применяют индивидуально в одностороннем порядке и в рамках ООН особую классификацию выборочно для некоторых других стран, трактуя их в качестве либо стран плановой экономики, либо стран с переходной экономикой, либо стран рыночной экономики, либо, наконец, даже в качестве стран-"изгоев". Соответственно к тем или иным относимым к названным категориям странам односторонне применяются разные торгово-политические режимы, разные тарифные, контингентные и т.п. условия. Здесь тоже имеет место явственное, причем не согласовываемое в международно-правовом порядке отступление от принципа равноправия, точнее, налицо - его нарушение. Но нарушение права - не есть создание нового права.
§ 107. Таким образом, несмотря на широко провозглашаемые идеи неолиберализма, предполагающего (исходя из известного еще с XVIII в. принципа "сравнительного преимущества" (comparative advantage) и, казалось бы, логически вытекающего из этого) создание недискриминационного всеобщего глобального режима, обеспечивающего равные конкурентные условия для всех участников мирового торгового оборота, - и в начале XXI в. повсеместно наблюдаются применяемые отступления от правового принципа равенства государств. Отступления эти часто оправдываются интересами обеспечения равенства фактического, но во многих случаях отступления диктуются на самом деле индивидуальными или коллективными протекционистскими интересами, возводимыми даже в правовую норму. В результате, что касается статуса его субъектов, нельзя сказать, что фактически в современном мире торжествует принципиальная правовая однородность МЭП.
2. Международные, в том числе экономические учреждения
§ 108. Иногда в научной литературе смешиваются такие понятия, как международная организация, международное учреждение, международный орган и т.п. Правильнее методологически и с учетом существующей практики понимать международное учреждение как родовое, наиболее общего вида международное объединение, формирование из двух и более государств (или их физических и юридических лиц), независимо от юридического статуса этих объединений.
§ 109. Международной организацией следует считать международное учреждение, обладающее обычно в силу учредительных документов правовым статусом либо межгосударственной (межправительственной) организации с определенной функциональной международной правосубъектностью, либо негосударственной (неправительственной) организацией обычно с тем или иным правовым национальным статусом, предоставляемым в одном или в нескольких государствах.
§ 110. Международные органы - это структурные подразделения международных учреждений и международных организаций, иногда наделяемые и самостоятельной правосубъектностью (некоторой цивилистической аналогией могут служить филиалы, представительства юридических лиц и т.п.).
§ 111. К международным учреждениям, кроме международных организаций (межправительственных и неправительственных), следует отнести параорганизации (§ 132), международные конференции (§ 135), преференциальные системы, не являющиеся международными организациями (§ 136).
***
Из числа международных учреждений статусом субъектов международного права могут обладать межправительственные организации, а также отдельные межгосударственные интеграционно ориентированные региональные учреждения, образованные в виде международных организаций.
Международные учреждения и формирования, не обладающие международной правосубъектностью, это: неправительственные организации, параорганизации, международные конференции, международные преференциальные системы в узком смысле.
Нельзя признать международными учреждениями и субъектами международного права так называемые транснациональные корпорации - ТНК (§ 141, 745-747), а также индивидов - физических и юридических лиц из различных стран (§ 142-144). Значение деятельности не субъектов международного права, несмотря на это, в реальной жизни может быть весьма велико.
- Международное экономическое право и процесс Предисловие
- Международное экономическое право
- § 5. Что же все-таки произошло в XX в.? Случилось, в частности, три важных изменения.
- § 6. Общая торгово-политическая доминанта, базирующаяся на экономическом процессе, потребовала и общего правового ее оформления в виде современного международного экономического права.
- 2. Либерализм против протекционизма
- § 11. Но либерализм либерализму - рознь. В теоретическом аспекте есть все основания для того, чтобы различать прежде всего интровертный либерализм и экстравертный либерализм.
- 4. Глобализм
- 5. Неоглобализм и панамериканизм
- 6. Пороки неоглобализации
- § 38. Глобализация сама по себе - это не добро и не зло. Это - объективный процесс, но это и политика управления этим процессом.
- 7. Неоглобализация и международное экономическое право
- § 52. В то же время видится определенная связь между отмеченными интересами стран Севера и некоторыми новациями в международном праве, имевшими место как раз в 60-70-е гг.
- Глава II. Понятие международного экономического права и его систематика
- 1. Понятие международного публичного права и международного экономического права. Предмет и определение международного экономического права
- 2. Правовая доктрина международного экономического права
- 3. Соотношение международного экономического права и международного частного права
- 4. Международное экономическое право в системе права
- 5. Система международного экономического права
- § 84. Что же остается в сфере иных "экономических" отношений, кроме торговых?
- § 87. С учетом сказанного выше научная система мэп в настоящем курсе выглядит суммарно следующим образом.
- Глава III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- 1. Государства - субъекты международного экономического права
- Государственный иммунитет
- § 95. Согласно, в частности, Конвенции, ряд видов дипломатического иммунитета имеет имущественный, т.Е. Экономический характер. Это, среди прочего:
- 2.1. Международные организации
- Межправительственные, в том числе экономические организации
- § 114. Это организации, членами которых являются государства и иные субъекты международного права, в том числе другие межправительственные организации.
- 2.4. Параорганизации
- 2.5. Международные конференции
- 2.6. Преференциальные системы
- 4. Индивиды, физические и юридические лица и международное право
- Глава IV. Источники международного экономического права
- § 149. При оценке такого подхода, на наш взгляд, надежным представляется отправляться от базисных положений классической теории права, а именно:
- 2. Концепция рекомендательной нормы международного права и понятие "мягкого права"
- 3. Международный договор - основной источник международного экономического права
- Многосторонние международные торгово-экономические договоры
- § 157. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. Это относится и к его договорному оформлению.
- § 170. Во второй половине XX в. Широкое применение получили двусторонние (редко - многосторонние) Соглашения о поощрении и защите инвестиций (иначе - капиталовложений).
- § 177. Порядок принятия решений также может быть различным:
- 5. Решения межгосударственных экономических конференций
- 6. Международный обычай
- 7. Общие принципы права и вспомогательные источники международного экономического права
- 9. Принципы международного права
- 10. Специальные принципы международного экономического права
- Принцип (режим) недискриминации (nondiscrimination)
- Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) (most favored nation)
- § 191. Исторически в практике международных отношений оговорка (клаузула) о наибольшем благоприятствовании использовалась в двух различных подходах:
- § 194. Практически общепринятыми, но тем не менее почти неукоснительно обычно включаемыми в договоры исключениями из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании являются:
- Принцип национального режима (national treatment)
- Принцип (режим) взаимной выгоды
- § 199. Принцип взаимной выгоды сопрягается иногда в доктрине с "международно-правовым принципом взаимности".
- Принцип (режим) преференциальности
- § 202. Нетрудно видеть, что практически оборотная сторона преференциальности (для одних) есть дискриминация (для других).
- Особенная часть
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по объектам (ratione materiae) и региональное по субъектам (ratione personae)
- § 212. На региональном уровне экономическое сотрудничество проводится в пяти региональных комиссиях оон под эгидой экосос, образованных и руководимых Экономическим и Социальным Советом:
- Экономическое сотрудничество в оон универсальное по субъектам (ratione personae) и отраслевое по объектам (ratione materiae)
- § 218. Среди такого рода специализированных учреждений следует назвать следующие.
- 2. Организация международного экономического сотрудничества вне рамок оон
- Глава VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- 1. Экономическое сотрудничество стран-членов Содружества Независимых Государств (снг) Возникновение и правовая база снг
- § 225. Но все же не от сша, во всяком случае юридически, зависело формирование снг и эффективность сотрудничества в нем.
- § 243. Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (еэп) России, Белоруссии, Казахстана и Украины.
- 2. Европейский союз
- Правовые формы международных экономических связей Евросоюза
- § 258. С 1975 г. И далее заключаются на пятилетние и более сроки Ломейские конвенции с участием всех стран Евросоюза и 46 развивающихся стран. Принципы и условия сотрудничества включают:
- Россия и Евросоюз
- 3. Иные формы международно-правового регулирования регионального экономического сотрудничества
- 4. Регионализм или глобализм?
- § 273. Оба эти явления: регионализм и глобализм - имеют много общего, но и много отличного.
- Раздел 2. Международное торговое право Глава VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- 1. Понятие торговли и международного торгового права
- 2. Международно-правовые формы регулирования торгового сотрудничества между государствами Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт)
- § 280. Снижение таможенных тарифов происходило в ходе периодически созываемых тарифных конференций, так называемых "раундов", которые происходили:
- § 282. Гатт состоит всего из 4 частей и 38 довольно объемных статей.
- Результаты Уругвайского раунда гатт
- Всемирная торговая организация (вто)
- § 292. Особо скрупулезно регулируются в Соглашении об учреждении вто вопросы присоединения к нему, что наглядно иллюстрирует по сути закрытость этой организации.
- Основные принципы гатт/вто
- Глава VIII. Международная торговля товарами
- 1. Международно-правовое регулирование торговли товарами таможенно-тарифными мерами
- Международное таможенно-тарифное сотрудничество на универсальном уровне вне гатт/вто
- § 309. Правильная оценка товара, являющаяся базой определения ставки адвалерной таможенной пошлины, важный элемент избежания при этом ошибок и злоупотреблений.
- Антидемпинговые меры в гатт
- Лицензирование
- "Добровольные" ограничения экспорта
- Защитные меры (пошлины)
- Субсидии и компенсационные меры (пошлины)
- § 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:
- Технические барьеры в торговле
- § 329. Под техническими барьерами в торговле понимаются нетарифного характера разнообразные условия и требования, распространяющиеся на ввозимые товары. Это могут быть:
- Санитарные и фитосанитарные меры
- Предотгрузочная инспекция экспортируемых товаров
- 3. Международно-правовое регулирование торговли особыми группами товаров
- Аграрное регулирование в вто
- § 346. Экспортные субсидии в принципе полностью не запрещаются, они подразделяются на два вида:
- Международно-правовые формы многостороннего регулирования мировых рынков сырьевых товаров
- § 349. Соответствующая практическая работа организационно осуществляется в различных межправительственных институционных формах:
- § 350. Товарные соглашения подразделяются на три основных вида.
- Торговля текстильными товарами и готовой одеждой
- Международный контроль трансферов товаров и технологий военного назначения
- § 362. Международное сотрудничество возможно как в целях развития, так, увы, и ограничения торговли.
- Глава IX. Международная торговля услугами
- 1. Понятие услуги и особенности международного рынка услуг
- 2. Генезис правового регулирования международного рынка услуг
- § 369. Для генезиса международно-правового урегулирования рынка услуг характерно:
- 3. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс) Общие основы гатс
- 4. Международно-правовое регулирование отдельных секторов услуг
- 5. Международно-правовое регулирование экономических отношений в области транспорта Морской транспорт
- § 393. Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила). Принята в Брюсселе, 1924 г., с изменениями 1968 г. (Правила Висби).
- Речной транспорт
- § 397. Внутренний речной транспорт, его регулирование, естественно, дело каждого отдельного государства. Международные же проблемы возникают с речным транспортом по так называемым международным рекам.
- § 403. Коммерческие перевозки воздушным транспортом включают перевозки пассажиров, их багажа, грузов и почты. При этом выработано семь так называемых "свобод воздуха" (г.П. Жуков):
- Железнодорожный транспорт
- § 414. С участием Союза и под эгидой еэк оон разработаны были также (иллюстративный перечень):
- Трубопроводный транспорт
- Услуги, не связанные с определенными видами транспорта
- 6. Услуги в области связи и коммуникаций
- Телекоммуникационные услуги (дальней связи) и вто
- 7. Регулирование международной торговли финансовыми услугами в вто
- 8. Регулирование международного рынка трудовых услуг
- § 429. Методологически необходимо прежде всего разделить: во-первых, так называемое международное трудовое право и, во-вторых, правовое регулирование международного рынка трудовых услуг.
- Глава X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- § 442. Международно-правовое регулирование валютно-финансовых отношений в части, связанной в основном с обеспечением международных торговых сделок, включает:
- Институционные основы Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы
- § 451. Практически основные цели для мвф:
- Режим валютной системы мвф
- Основные достижения и задачи совершенствования системы мвф
- § 487. Новое "дыхание" получили и такие традиционные заемные (и платежные) инструменты, как векселя и чеки.
- Публично-правовые международные кредитные отношения
- § 507. Существует три основных способа урегулирования неблагополучных долговых обязательств (кроме, разумеется, оплаты их полностью и в срок):
- 4. Правовое регулирование международных платежей и расчетов
- Глава XI. Унификация и гармонизация торгового права
- 1. Понятие международной унификации и гармонизации
- 2. Международные учреждения, призванные разрабатывать унификационные и гармонизационные документы
- 3. Классификация методов унификации и гармонизации
- А.2. Односторонняя факультативная унификация
- § 540. Это - издание, промульгация государством в одностороннем порядке национального законодательного акта, инкорпорирующего положения международного унификационного документа.
- А.3. Односторонняя факультативная гармонизация
- § 542. Метод разработки так называемых типовых (модельных) законов был применен впервые юнситрал и получил широкое признание со стороны государств. В юнситрал разработаны были типовые законы:
- Б. Неправовые методы
- § 548. Апологетика контрактуализации абстрагируется от двух исключительно важных обстоятельств:
- Б.1. Разработка на межгосударственном уровне факультативных принципов, правил, общих условий поставки и т.П. Документов для использования в международном частном торговом обороте
- § 556. В мтп (в ее Комиссии по коммерческой деятельности) (§ 301-302), что касается гармонизации частного права международной торговли, были разработаны:
- Глава XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- Ограничительная деловая практика
- Коррупция во внешнеэкономической деятельности
- Трансграничные финансовые правонарушения
- § 579. Что касается эмбарго (блокады, бойкота), вводимых на основе решений Совета Безопасности, примеров накопилось немало. В том числе:
- 3. Современные средства перманентной торгово-экономической войны
- Злоупотребления правомерными средствами защиты национальной экономики
- § 587. Лишение "непослушных" государств финансовой и военной помощи - давно испытанный и эффективный инструмент политики сша, пускаемый в ход в качестве самого весомого "аргумента".
- 4. Торгово-экономическая дискриминация России с политической подоплекой
- Раздел 3. Международное имущественное право
- Глава XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- 1. Государственная территориальная собственность
- 2. Морские международные имущественные права
- § 614. Наглядной иллюстрацией среди множества других, особенно в том числе Конвенции 1982 г. По морскому праву, могут служить (иллюстративный перечень):
- 3. Международный режим "общего наследия человечества"
- Глава XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- 2. Международное патентное право
- § 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:
- § 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:
- 4. Международно-правовая комплексная охрана интеллектуальной собственности
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - трипс (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights Including Trade in Counterfeit Goods - trips)
- § 662. Соглашение трипс, подписанное в 1994 г., входит в состав Марракешского пакета Уругвайского раунда и, таким образом, обязательно для всех стран-членов вто.
- Глава XV. Международное инвестиционное право
- 2. Поиск базовых правовых основ инвестирования за рубежом
- Модели двусторонних соглашений о поощрении и защите инвестиций
- § 708. Специфическими "стандартами", регулирующими режим инвестиций под крышей спзи, считаются следующие:
- 4. Проблемы "политических" рисков для иностранных инвестиций
- 5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)
- § 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.
- § 726. Непосредственно Агентством или при его участии осуществляются гарантии двух видов:
- § 727. Важно, что в Сеульской конвенции приводится перечень некоммерческих рисков, которые подлежат страхованию:
- 6. Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (тримс) (Agreement on Trade-Related Investment Measures - trims)
- § 730. По своему правовому статусу тримс - Соглашение в рамках Марракешского пакета, следовательно, обязательное для всех стран-членов вто.
- Глава XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- 1. Понятие и задачи регулирования деятельности тнк
- 2. Тнк и финансово-промышленные группы (фпг) в снг
- 3. Правовой статус тнк
- 2. Правовое обеспечение благоприятного режима налогообложения за рубежом для отечественных физических и юридических лиц
- 2. Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические
- § 767. Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.
- Международные третейские суды, или арбитражи
- Международная судебная процедура
- 3. Урегулирование межгосударственных споров отраслевого экономического характера Система урегулирования межгосударственных торговых споров в рамках вто
- § 775. Порядок урегулирования споров состоит из следующих последовательных стадий.
- Международный трибунал по морскому праву
- Урегулирование международно-правовых споров в рамках Сеульской конвенции 1985 г. Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (мига)
- 4. Урегулирование межгосударственных экономических споров на региональном (интеграционном) уровне
- Суд Европейского союза
- § 787. Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
- Экономический суд снг
- Глава XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- 1. Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности
- 3. Международно-правовое содействие арбитражному урегулированию частноправовых споров
- § 809. Содействие арбитражному методу урегулирования международных частно-правовых споров содержится и в ряде международно-правовых актов, в том числе с факультативной правовой силой:
- 4. Признание и исполнение иностранных судебных решений и исполнение судебных поручений
- § 813. Признание и исполнение решений иностранных судов регулируется следующими международными соглашениями:
- § 814. Исполнение судебных поручений в международно-правовом порядке может осуществляться согласно сложившейся практике следующими способами:
- § 816. Международно-правовые отношения России с другими странами в части взаимного исполнения судебных поручений зиждутся:
- 5. Удостоверение (легализация) документов для зарубежного применения
- Заключение
- § 823. На наш взгляд, в ходе болезни роста международного экономического права подстерегают две опасности.
- К главе II. Понятие международного экономического права и его систематика
- К главе III. Субъекты и дестинаторы международного экономического права
- К главе IV. Источники международного экономического права
- К главе V. Организация экономического сотрудничества на универсальном уровне
- К главе VI. Регулирование экономического сотрудничества на региональном уровне
- К главе VII. Понятие международной торговли и формы ее регулирования
- К главе VIII. Международная торговля товарами
- К главе IX. Международная торговля услугами
- К главе X. Валютно-финансовое регулирование в международной торговле (международное валютно-финансовое право)
- К главе XI. Унификация и гармонизация торгового права
- К главе XII. Нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений
- К главе XIII. Режим межгосударственных имущественных отношений
- К главе XIV. Международное право интеллектуальной собственности
- К главе XV. Международное инвестиционное право
- К главе XVI. Проблемы урегулирования международного режима транснациональных корпораций (тнк)
- К главе XVII. Регулирование международных налоговых отношений (международное налоговое право)
- К главе XVIII. Урегулирование публично-правовых экономических споров
- К главе XIX. Международно-правовое обеспечение урегулирования частноправовых споров
- Алфавитно-предметный указатель а